chronograph


Фотоблог Вадима Кондратьева

Самарская область и Поволжье


Previous Entry Share Next Entry
Первый отечественный полнометражный фильм "Оборона Севастополя"
chronograph
Ко дню российского кино, который традиционно празднуется 27 августа, решил приготовить небольшой исторический обзор о первом русском полнометражном фильме "Оборона Севастополя" (1911 год) и об его создателях. Оборона Севастополя 1854-1855 годов настолько впечатляла современников, что обычные предприниматели решили снять первую грандиозную историческую картину именно о Крымской войне 1854-55 гг. Авторами сценария и режиссерами стали Василий Гончаров и Александр Ханжонков.



01. Василий Гончаров служил на Владикавказской железной дороге, имел хорошее жалованье и не помышлял о переменах в своей жизни, пока не посетил сеанс кинематографа. Новое зрелище настолько его захватило, что он, бросив все, отправился в Париж, где изучил основы кинодела. Именно Василий Гончаров, вернувшись в Россию, написал сценарий "Понизовой вольницы", которая вышла на экраны в 1908 году и пользовалась огромным успехом у зрителей. Несмотря на последнее обстоятельство, Гончаров отнесся к картине весьма критически и во всех изъянах постановки обвинил исключительно Александра Дранкова - петербургского кинопредпринимателя, одного из операторов "Понизовой вольницы". Гончаров решил уйти от Дранкова и предложил свои услуги в качестве режиссера московскому кинопредпринимателю Александру Ханжонкову. Предложение было принято. (на фото- Василий Гончаров)


02. Александр Ханжонков, занимавшийся сначала только прокатом зарубежных кинокартин, успел накопить капитал, позволивший ему приступить к осуществлению его мечты - производству отечественных кинолент. На этом именно поприще он снискал славу и сделался впоследствии человеком-легендой. Ныне его имя носит кинотеатр в Москве, на Триумфальной площади, "Дом Ханжонкова", построенный им же самим в 1913 году. Сын потомственного дворянина, Александр Ханжонков служил в расквартированном в Москве 1-м Донском полку, вышел в отставку в чине подъесаула, через некоторое время учредил "Торговый дом", а потом возглавил акционерное общество "А. Ханжонков и К°". (на фото-слева)


03. Александр Ханжонков был чрезвычайно авторитетен и влиятелен в деловых кругах, которые ценили его за редкостное трудолюбие, предпринимательский талант и исключительную порядочность. Постепенно он приобрел высокую репутацию и в среде художественной интеллигенции, сумев реально подтвердить, что конечной его целью, которую он открыто декларировал, является процветание отечественного киноискусства. Кинематографу он хотел придать статус важнейшей области культуры и просвещения и в значительной степени преуспел в своем намерении. На Тверской улице, в Саввинском подворье, получив на то специальное разрешение архиерея, Ханжонков выстроил киноателье. Съемки фильмов осуществлялись также на сцене Введенского народного дома в Сокольниках и в Крылатском, которое было тогда пригородным селом.


Василий Гончаров, начав работать у Ханжонкова, поставил за год с небольшим восемь фильмов. Картины понравились зрителям, особенно "Песня про купца Калашникова", которую во время гуляний на Масленицу в феврале 1909 года показывали в самом большом тогда помещении Москвы - в Манеже. Снимались в фильме актеры из театральной труппы Введенского народного дома, в их числе - будущие "короли экрана" Иван Мозжухин и Петр Чардынин. Гончаров требовал от актеров умения прижимать руки к сердцу, глубоко вздыхать, замирать в страстных поцелуях, заливаться слезами. Громко подсказывая на съемках исполнителям, какое именно пластическое или мимическое движение им следует сделать, Гончаров сам приходил в сильнейшее волнение, кричал все громче и, забывшись в горячке, то и дело выскакивал в пространство перед работающей камерой - и попадал в кадр. Ханжонкову пришлось нанять специального человека, в обязанности которого входило удерживать режиссера за пиджак в моменты эмоциональных взрывов. Ханжонков предложил актеру Чардынину экранизировать толстовскую "Власть тьмы", попробовать себя в качестве режиссера. И это самым неожиданным для Ханжонкова образом сказалось на отношении к нему Василия Гончарова- узнав, что в фирме Ханжонкова появляется еще один режиссер, Гончаров посчитал это для себя оскорбительным и со словами "Мой девиз - все или ничего" ушел в другую, конкурирующую с Ханжонковым, фирму.

Каково же было изумление Ханжонкова, когда в конце 1910 года Гончаров снова появился в его конторе с предложением снять грандиозную историческую картину о Крымской войне 1853- 1856 годов. На настороженного Ханжонкова Гончаров обрушил энергичный монолог, взывал к его патриотическим чувствам, густо употребляя слова "долг" и "миссия", каковые Ханжонков счел "высокопарными". Ханжонков узнал также, что для реализации замысла Гончарова потребуется участие воинских частей и флота, на что предстоит испросить "высочайшее соизволение" у самого царя. Последнее показалось Ханжонкову уже совсем фантастически-несбыточным. Да и предложенный хронометраж фильма- около полутора часов, был чем-то невероятным: в те времена режиссеры редко снимали фильмы длительностью более двадцати минут. Ханжонков отказался. Гончаров настаивал. Тогда Александр Алексеевич просто психанул, дал режиссеру денег на билет до Петербурга и на фрак и сказал, что если тот не пробьет вопрос о войсках и технике через самого императора Николая, в Москву он может не возвращаться. Гончарову удалось добиться царской аудиенции, а на ней -- разрешения на использование в новой фильме расквартированных в Севастополе военных частей и приписанной к порту военной техники.

В столичных и провинциальных газетах появилось следующее официальное сообщение: "С высочайшего соизволения Его Императорского Величества Государя Императора фабрикант русских кинематографических картин, состоящий в запасе по войску Донскому есаул Ханжонков приступает к постановке грандиозной батальной картины "Осада Севастополя". Его Императорское Высочество Великий князь Александр Михайлович, организатор и устроитель Севастопольского музея и причисленных к нему учреждений, принял все работы по созданию этой картины под свое высокое покровительство. В скором времени г. Ханжонков и режиссер В. Гончаров выезжают в Севастополь для подготовительных работ".

Естественно, что после этого Ханжонков почувствовал огромную ответственность за будущий фильм и начал подготовку к съемкам с особым тщанием. Был взят напрокат вагон разнообразного обмундирования, в которое одели на съемках массовку, изображавшую защитников Севастополя и осаждавших город врагов. Было заказано несколько тысяч бомб для пиротехнических эффектов. К съемочной группе был прикомандирован в качестве военного консультанта полковник М. Ляхов, который сразу же и твердо заявил, что подобная картина может быть снята только в местах реальных исторических событий.


04. Крымская кампания, в отличие от Отечественной войны 1812 года, не принесла победы России. Однако не зря создатели фильма сменили его название с "Осады" на "Оборону Севастополя". Они были намерены показать на экране во всем его величии героизм защитников города. Казалось, все этому способствовало, но с началом съемок возникло немало непредвиденных затруднений. Самый неожиданный сюрприз преподнес Ханжонкову Василий Гончаров. Всегда заметно, если не заносчиво, уверенный в себе, Гончаров вдруг оробел, спасовал в Севастополе и отказался снимать батальные сцены, осознав, вероятно, что постановка баталий требует специфического режиссерского умения и изрядного знания военного дела. Он взял на себя только работу в ателье, в декорациях, предоставив действовать на натуре, в природной среде... Ханжонкову. Так кинопредприниматель стал режиссером, и, как оказалось, весьма неплохим. Будучи сам офицером и чрезвычайно щепетильно относясь к съемкам военных действий, Ханжонков сильно огорчался оттого, что не хватало должного обмундирования для всей массовки, кремневых ружей, дымного пороха и некоторых других аксессуаров ушедшей эпохи.


05. И все же именно благодаря Ханжонкову война на экране была показана с большим приближением к исторической правде. Минные взрывы и некоторые эпизоды фильма снимались за городом, значительная же часть действия разворачивалась и была запечатлена на пленку на Малаховом кургане, сохранившем в 1911 году подлинный вид крепости 1855 года. Ханжонков четко организовал передвижения войск, бои и рукопашные схватки, создав у зрителей фильма впечатление, будто они смотрят документальное свидетельство прошедшего. Участники массовок на экране (это были солдаты воинских частей и жители Севастополя, снявшиеся в фильме) вели себя перед камерой настолько естественно, что отдых и пляска на одном из бастионов в перерыве между боями создавали такое же ощущение доподлинной жизни, как и атаки с обеих сторон.


06. Происходящее было запечатлено в разных ракурсах, нередко - двумя киноаппаратами (впервые в мировой практике) , двух операторов Л. Форестье и А. Рылло. Штурм Малахова кургана, например, снят и сверху - с редутов обороняющихся, и снизу, из рядов штурмующих.


07. Ощущение достоверности показываемого усиливал подлинный документ в финале: Севастополь 1911 года, памятники героям Крымской войны и действительные ветераны этой войны - русские, французы, англичане, специально приглашенные по случаю съемок фильма. Их немного - седых стариков и старушек со сморщенными лицами. Но грудь каждого украшают ордена и медали, и держатся они с молодцеватой выправкой.


Впечатляюще торжественную премьеру "Обороны Севастополя" Ханжонков сумел устроить в Большом зале Московской консерватории, где фильм шел в сопровождении специально написанной музыки композитором Григорием Казаченко, исполненной симфоническим оркестром и хором. Заказы прокатчиков и лестные отзывы прессы не заставили себя ждать. Однако прежде чем выпустить фильм на экраны, Ханжонков должен был получить одобрение того, кто дал "высочайшее соизволение" на постановку.

В ноябре 1911 года в Ялте, в Ливадийском дворце - резиденции царя, - состоялся просмотр, на который Николай II пришел с семьей и множеством приближенных. Он сел в первом ряду, то есть, как заметил про себя страшно волновавшийся Ханжонков, на самое неудобное для зрителя место. Сеанс тянулся для Ханжонкова мучительно долго, ему даже почудилось, что собравшиеся оскорблены увиденным зрелищем. Однако по окончании фильма в зале раздались аплодисменты и, как написала газета "Русское слово", "Его Императорское Величество изволил осчастливить Ханжонкова милостивыми расспросами".

Позже Ханжонков был награжден орденом Святого Станислава второй степени, одарен золотой булавкой с бриллиантами. Гончаров - медалью "За усердие" и золотыми запонками с драгоценными камнями. "Оборона Севастополя" с великим успехом демонстрировалась по всей России. Десятилетия спустя фильм, воспевший массовый подвиг русских воинов, был признан одним из выдающихся произведений дореволюционного кино и, несомненно, лучшей исторической картиной своего времени.

08. И в заключении, несколько фото из жизни А. Ханжонкова. На фото- реклама самарского отделения прокатной конторы А. Ханжонкова, 1916 год.


09. Кинофабрика А.А. Ханжонкова (? год)


10. Кинотеатр Ханжонкова на 1500 мест на Старой Триумфальной площади (пл. Маяковского) в Москве (1928 год).


11. Ателье А. Ханжонкова в Ялте-1918-1919-годы.


Фильм "Оборона Севастополя" конечно же выглядит наивно для нашего времени, к тому же в нем нет звука, так как это ещё была эра немого кино, но для общего развития посмотреть стоит.
Посмотреть онлайн можно (ЗДЕСЬ)
Часть материала использована с сайта http://sevpatriot.ru/


посмотрите также КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ЗАПИСЕЙ
Я в соц. сетях (ВКОНТАКТЕ) (В ФЕЙСБУКЕ)

  • 1
круто. На днях только смотрел фильм. Для столетнего кино - очень даже впечатляюще.

старые добрые времена :)

Интересно, как значился в бумагах "человек, в обязанности которого входило удерживать режиссера за пиджак в моменты эмоциональных взрывов" :)
Мощное кино. Орден вполне заслуженный.

наверное помощник режиссера :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account