chronograph


Фотоблог Вадима Кондратьева

Самарская область и Поволжье


Previous Entry Share Next Entry
Самара: ОАО "Кузнецов"
chronograph
100 лет - приличный возраст для любого предприятия и именно столько отметило этой осенью открытое акционерное общество "Кузнецов", что находится в Самаре. Предприятие прошло долгий путь эволюции "рука об руку" с авиационной промышленностью нашей страны. Сейчас ОАО "Кузнецов" – ведущее предприятие России по производству и ремонту авиационных газотурбинных двигателей, жидкостных ракетных двигателей для космических ракет типа Р-7, приводов газоперекачивающих агрегатов и блочно-модульных электростанций. С двигателями ОАО "Кузнецов" осуществлены запуски пилотируемых космических кораблей "Восток", "Восход", "Союз" и автоматических транспортных грузовых космических аппаратов "Прогресс". Сейчас на заводе работает 11500 человек.



01. Проходная завода. С 1927 по 1994 годы предприятие называлось "Завод №24 им. Фрунзе", поэтому у проходной стоит бюст М. В. Фрунзе. С 1994 года завод переименовали в ОАО "Моторстроитель", чуть позже- в ОАО "Кузнецов" в честь выдающегося конструктора авиационных и ракетных двигателей Николая Дмитриевича Кузнецова.


02. Непосредственно в Самаре завод находится с 1941 года, куда его в срочном порядке эвакуировали из Москвы. За годы Великой отечественной войны на предприятии было выпущено более 45 тысяч двигателей АМ-38, АМ-38Ф, АМ-42.


03. В 1950 году здесь было начато серийное производство первого отечественного турбореактивного двигателя ВК-1, конструкции В.Я. Климова. В апреле 1954 запущен в серийное производство авиационный двигатель ТВ-12, в 1955 ему присвоили наименование НК-12 (Николай Кузнецов). На двигателях НК-12 и их модификациях летали военные самолеты ТУ-95, ТУ-126, пассажирский ТУ-114, военно-транспортный АН-22 "Антей", продолжают летать ТУ-95МС (модификация самолета ТУ-142). Двигатель НК-12 до сих пор остается самым мощным в мире турбовинтовым двигателем.


04. Памятная табличка Жезлову М.С.- первому директору завода в г. Куйбышеве (был директором с 1941 до 1950 года)


05. Космическая страница в истории предприятия была открыта в конце 1957 года. Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР предприятию предписывалось в течении одного года реконструировать производство и освоить принципиально новый вид техники- жидкостные ракетные двигатели (ЖРД) для 1-й и 2-й ступеней межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 ОКБ С.П. Королева.


12 апреля 1961 года РН "Восток" с ЖРД РД-107 и РД-108 вывела на космическую орбиту первого космонавта земли Юрия Гагарина. Эти двигатели и их модификации выпускаются на предприятии уже 54 года и считаются непревзойденными по надежности.

06. Цех №4 - здесь происходит сборка ракетных двигателей. Сразу скажу, что этот и другие цеха относятся к оборонной промышленности, попасть сюда очень не просто, поэтому фотографий много не будет.


07. В 1962-1967 годы здесь были созданы и успешно прошли огневые стендовые испытания ЖРД НК-15, НК-15В, НК-19 и НК-21, в 1969- 1973 годах были разработаны модифицированные ЖРД НК-33, НК-43, НК-39 и НК-31.


08. Двигатели ЖРД НК-33, НК-43, НК-39 и НК-31 планировалось использовать в производстве ракетно-космического комплекса (РКК) Н1-ЛЗ для полета человека на Луну, однако в мае 1974 года лунная программа была закрыта.


09. Было дано указание уничтожить эти двигатели, но Н. Д. Кузнецов, на свой страх и риск смог сохранить партию двигателей, замуровав их в одном из цехов.


10. Ракетный двигатель "Русь" 14Д22 (модификация РД-108) для ракето-носителей "Союз" с повышенными энергетическими характеристиками считаются самыми надежными в мире (тяга двигателя у земли-79,1 т, удельный импульс тяги в пустоте- 320 сек, высота- 2865 мм, диаметр- 2578 мм, масса- 1115 кг, вероятность безотказной работы- 99,8%)


11. Владимир Константинович, начальник цеха №4, работает на предприятии уже около 40 лет, большой специалист в своей отрасли. Ещё будучи подростком, Владимир Константинович видел приезд Юрия Гагарина в Куйбышев, помнит, как тепло и радостно встречала его огромная толпа народа.


12. Двигатель РД-107А


13. Двигатель НК-33, один из тех, что планировалось уничтожить. Двигатель прост в эксплуатации и техническом обслуживании, и вместе с тем имеет высокую надежность. При этом его стоимость в два раза ниже стоимости существующих двигателей того же класса по тяге. В 1995 году, после длительного хранения, два двигателя НК-33 были доставлены в США, где на стенде фирмы "Аэроджет" успешно прошли комплекс огневых испытаний. Американцы были сильно поражены качеству этих двигателей, выпущенных 30-40 лет назад.
Характеристики- тяга двигателя у земли-154 т, удельный импульс тяги в пустоте- 331 сек, высота- 3705 мм, диаметр- 1490 мм, масса- 1240 кг, вероятность безотказной работы- 99,8%


14. Современные перспективы применения двигателей НК-33


15. Немного фрагментов цеха №4


16.


17.


18. В 1963 году здесь выступил Юрий Гагарин и поблагодарил рабочих за отличные ракетные двигатели.


19. В коридоре висят портреты всех наших космонавтов, доставленных в космос с помощью ракетных двигателей, выпущенных на ОАО "Кузнецов".


20. Кабинет начальника цеха №4


21. Стелла "Преемственность поколений" (1987 год)


22. Цех №10 - здесь производят детали для авиационных и ракетных двигателей.


23. Недавно запущена новая, современная линия станков.


24. Производительность новых станков в разы больше старых, плюс для них нужно меньше остнастки, соответственно занимают меньше места.


25. Далее, детали передаются в соседний цех, где собираются подъузлы, но туда нас к сожалению не пустили.


26.


27. Половина цеха №10 всё ещё занимают старые станки 50-70 годов, здесь тоже делают детали, но постепенно и здесь всё оборудование заменится. Программа модернизации только началась и продлится до 2020 года.


28. Кое-где есть даже станки 1930-х годов, они сейчас не используются, но находятся в рабочем состоянии. Неплохие экспонаты для какого-нибудь музея.


29.


30. На осмотр цеха №10 нам отвели совсем немного времени и далее мы направились в музей предприятия.


Краткая историческая справка для любителей авиации:
Свою историю предприятие начало в 1912 году. Тогда на базе полукустарных мастерских, расположенных на окраине Москвы на Николаевской улице (ныне Ткацкая) создан завод по сборке авиационных семицилиндровых звездообразных моторов французской фирмы «Гном» мощностью 80 л.с. из деталей, поставляемых из Франции. Они устанавливались на самолеты «Ньюпорт-4», «Фарман-16» и др. В 1915 году фирма «Гном» присоединила к себе двигательную компанию «Рон», создав фирму «Гном и Рон». В 1915 году из Риги был эвакуирован в Москву завод «Мотор», производивший двигатели «Калеп-80» и запчасти к моторам «Гном» и «Рон». Завод расположили в замоскворечье, недалеко от Даниловской площади.
В 1920 году национализированным заводам «Гном и Рон», «Мотор» и «Сальмсон» присвоили номера Государственные авиационные заводы – ГАЗ 2,4 и 6, соответственно. С 1922 года завод «Гном-Рон» стал именоваться ГАЗ №2 «Икар». В 1924 году произошли перемены: к «ГАЗ» №4 «Мотор» присоединили завод №6 (бывший «Сальмсон»). В 1925 году предприятие получило имя М.В. Фрунзе. Поскольку территория завода «Икар» не позволяла ему больше расширяться, в 1927 году было принято историческое для «Икара» и «Мотора» решение: объединить два предприятия в одно. Новый завод стал именоваться «Объединенный госавиазавод №2 и №4 имени Фрунзе». Вскоре название существенно укоротили: «Завод №24 им. Фрунзе».

В 1930-е годы прошлого века на заводе им. М.В. Фрунзе было начато производство поршневых двигателей жидкостного охлаждения АМ-34 конструкции А.А. Микулина. В то время этот двигатель являлся лучшим поршневым двигателем в мире и устанавливался на самолеты ТБ-3, Р-7, АНТ-25 и т.п. Известные в авиации рекорды экипажей В.Чкалова, М.Громова, С.Шестакова, А.Юмашева, Г.Байдукова, А.Беляева, С.Данилина ставились на самолетах с двигателями производства завода, который сегодня носит название ОАО «Кузнецов».

31. Музей маленький, здесь представлены только некоторые модели двигателей, выпущенных на предприятии за 100 лет. На фото- самый первый авиационный двигатель "Гном" (1912-1914 годы выпуска, 60 л.с., 1200 об/мин)


32. Слева- двигатель "Калеп" (1912-1916), справа- "Рон" (1914)


В октябре 1941 года завод был эвакуирован в город Куйбышев на территорию строившегося завода №337. В кратчайшие сроки производство моторов АМ-38, начатое еще в Москве для штурмовика Ил-2, было возобновлено на новой площадке. В годы войны (с 1941 по 1945 гг.) был выпущен 25443 двигатель АМ-38Ф, 10242 АМ-42 (для Ил-10), а также двигатели АМ-35 (для МиГ-1) и ГАМ-34БС (для торпедных катеров). В конце 1940-х – начале 1950-х гг. предприятие запустило в серию турбореактивные двигатели ВК-1, сконструированные В.Я.Климовым для самолетов фронтовой авиации Ил-28 и МиГ-15, РД-900 – прямоточные воздушно-реактивные двигатели М.М. Бондарюка для беспилотного самолета-мишени Ла-17 и сверхзвуковой РД-012 для межконтинентальной крылатой ракеты «Буря» С.А.Лавочкина.

Со второй половины 1950-х годов на заводе началось внедрение в серийное производство семейства двигателей марки «НК», разработанных в ОКБ главного конструктора Н.Д. Кузнецова. С тех пор на протяжении более 60 лет предприятия объединяли партнерские отношения: ОКБ разрабатывало двигатели, завод им. М.В. Фрунзе их серийно производил. Первоначально конструкторское бюро (в последствие ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова») было образовано в Куйбышеве в 1946 году приказом Министра авиационной промышленности (№228 от 19 апреля 1946 года) по решению Совета Министров СССР (решение №874-366 от 17 апреля 1946 года) под названием Государственный союзный опытный завод №2.

С октября 1946 года по декабрь 1953 года на заводе №2 находились немецкие специалисты (инженерно-технические работники) авиадвигательных фирм «Юнкерс», «БМВ» и «Аскания» с семьями. Совместно с конструкторами предприятия они работали над совершенствованием воздушно-реактивных двигателей 004 (на базе ЮМО-004), 012Б (на базе ЮМО-012), 003С (на базе БМВ-003) и турбовинтового двигателя 022 (на базе ЮМО-022).

15 апреля 1949 года для усиления технического руководства Главным конструктором завода №2 назначен и переведен из Уфы Николай Дмитриевич Кузнецов. В начале 50-х годов ОКБ предприятие разработало опытный двигатель-спарку 2ТВ-2Ф (впоследствии НК-12) мощностью 12500 л.с. для стратегического бомбардировщика Ту-95. С 1954 году и на протяжении более полувека этот двигатель и его модификации – НК-12М, НК-12МВ, НК-12МА, НК-12МК, НК-12МП, НК-12МПТ (мощность от 12 000 до 15000 л.с.) серийно выпускаются на заводе им. Фрунзе. Двигатели установлены на самолеты Ту-142, Ан-22 «Антей», на пассажирский дальнемагистральный Ту-114, экраноплан «Орленок» и другие самолеты.

33. В цехе шатунов 1943 год.


34. Группа сложно-фасонного инструмента цеха №41 1944 год.


35. Двигатель АМ-38 Ф, что устанавливался на самолетах ИЛ-2. Данный мотор был изготовлен в ноябре 1942 года и снят с самолета, сбитого в бою за Советское Заполярье (самолет найден и привезен в Куйбышев осенью 1970 г.)


27 августа 1953 года опытный завод №2 переименован в опытный завод №276. 12 июля 1957 года за создание двигателя НК-12 награжден Орденом Ленина.

С начала 1970-х годов предприятия разрабатывают и серийно производят газотурбинные двигатели авиационного типа для газовой промышленности. Первый отечественный ГТД НК-12СТ мощностью 6,3МВт был создан в 1974 году на базе ТВД НК-12МВ. В настоящее время эти двигатели эксплуатируются на 117 компрессорных станциях в составе 852 газоперекачивающих агрегатов ГПА-Ц-6,3. В 1982 году на базе двигателя НК-8-2У (эксплуатировался на самолётах Ту-154Б и Ил-62) создан наземный двигатель НК-16СТ мощностью 16МВт.

Н.Д. Кузнецов был генеральным конструктором ОКБ до 1994 года. За это время под его руководством было создано 57 оригинальных и модифицированных двигателей. Среди них НК-12, НК-4, НК-8, НК-22, НК-25, НК-144, НК-86, НК-88, НК-89, НК-321, НК-93. Разработка фактически всех двигателей шла в тесном сотрудничестве с «Самарским конструкторским бюро машиностроения» (ОАО «СКБМ», ранее «Куйбышевское конструкторское бюро машиностроения»), основанным в 1957 году как филиал ОКБ и получившим самостоятельность в 1967 году в целях проведения работ по повышению надежности и ресурса в серийном производстве и эксплуатации авиационных двигателей различного типа разработки ОКБ Кузнецова.

В 1966 году опытному заводу № 276 присвоено открытое наименование «Куйбышевский моторный завод» МАП». В 1967 году себе вернул название и завод им. М.В. Фрунзе, до этого года он в течение шести лет был засекречен и работал под названием «Организация п/я 32».

Следующее переименование предприятия состоялось лишь в 1994 году, когда оно было преобразовано в ОАО «Моторостроитель». В это же время «Куйбышевское научно-производственное объединение «Труд» (название ОКБ с 1981 года) переименовывают в АООТ «Самарский научно-технический комплекс «Двигатели НК». Через два года, 11 января 1996 года, Самарскому научно-техническому комплексу присвоено имя Н.Д. Кузнецова.

Затяжной кризис двигателестроительной отрасли и сопутствующих направлений промышленности середины 1990-х начала 2000-х гг. поставил самарские предприятия на грань выживания. Серийное предприятие все также выпускало двигатели для российской космической программы и газовой отрасли, но объемы заказов значительно снизились. В соответствие с заказами государства новые авиационные двигатели фактически не производились, а осуществлялись лишь ремонты существующих изделий.

16 апреля 2008 года президентом России был подписан Указ №497 «О дальнейшем развитии ОАО «ОПК «Оборонпром», согласно которому в создаваемую «Объединенную двигателестроительную корпорацию» должны были войти ОАО «Моторостроитель», ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», ОАО «СКБМ» и НПО «Поволжский АвиТИ».

В 2009 году предприятия перешли под управление ОАО «УК «Объединенная двигателестроительная корпорация» («УК «ОДК»). На тот момент суммарная долговая нагрузка ОАО «Моторостроитель», ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», а также ОАО «СКБМ» превышала 7 млрд рублей. Для их вывода из предбанкротного состояния, успешной реализации инвестиционных проектов и дальнейшего эффективного развития было принято решение об объединении предприятий в одно юридическое лицо. Также было принято решение включить в состав объединенной компании – ОАО «НПО «Поволжский авиационно-технологический институт». Это предприятие было создано на базе куйбышевских филиалов НИАТ и НИИД и являлось многопрофильным отраслевым институтом РФ.

27 июня 2011 года в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) была внесена запись о присоединении к ОАО «Кузнецов» трех предприятий: ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», ОАО «Самарское конструкторское бюро машиностроения» и ОАО «НПО «Поволжский АвиТИ». Таким образом, сейчас предприятия самарского двигателестроительного комплекса полностью завершили юридический процесс реорганизации. В настоящее время ОАО «Кузнецов» представляет собой интегрированную структуру, в которой сосредоточены все фазы технологической цепочки создания двигателя: разработка – производство – вывод на рынок и продажи – логистическая поддержка при эксплуатации у заказчика.

36. Двигатель ВК-1 (устанавливался на самолетах ИЛ-28, МИГ-15, МИГ-17)


37. Двигатель НК-12МВ (разработан в 1962 году, устанавливался на самолетах ТУ-114 и АН-22)


38. Макет самолета АН-22 "Антей".


39. Разрез двигателя НК-12МВ


40. Еще макеты самолетов с двигателями ОАО "Кузнецов"


Сегодня ОАО "Кузнецов" является основным поставщиком приводов газоперекачивающих агрегатов магистральных газопроводов для ОАО "Газпром". Новым направлением развития ОАО "Кузнецов" является выпуск механических приводов силового блока ГТЭ-8,3 НК для тяговой секции магистрального газотурбовоза на базе ГТД НК-361. Относительно недавно двигатель прошел первый этап испытаний, результатом которого стал рекордный провоз грузового состава весом в 15 тысяч тонн, состоящего из 159 вагонов.

Выражаю большую благодарность сотрудникам и пресс-службе ОАО "Кузнецов" за организацию экскурсии!


посмотрите также (КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ЗАПИСЕЙ)
Я в соц. сетях (ВКОНТАКТЕ) (В ФЕЙСБУКЕ)

Featured Posts from This Journal


Я там был. Уникальное предприятие! :)
Отличный репортаж!

Интересно. А почему так мало? Там режимное производство?
И еще вопрос рентабельности. Его можно рассматривать или производство работает на государственный заказ?

Предприятие относится к оборонной промышленности, фотосъемка там почти везде запрещена. Скорее всего гос. заказ, хотя я не спрашивал об этом.

Самарская область: ОАО "Кузнецов"

Пользователь sv_bob сослался на вашу запись в записи «Самарская область: ОАО "Кузнецов"» в контексте: [...] Оригинал взят у в Самарская область: ОАО "Кузнецов" [...]

О и Петр там был, с радостью бы с вами посетил данный завод, а так все мимо проходной каждое утро прохожу. Отличные фото, особенно двигатели в разрезе!

двигатели в разрезе в большом количестве можно в СГАУ посмотреть

НК-93 особенно поражают, и размерами и несколько "футуристичным" видом. А вообще, конечно, Кузнецов был выдающимся человеком и конструктором.

НК-93 отправлен на свалку истории.
Он не нужен. Потом самолеты с такими движками купим у боенга и эйрбаса.

Отличный пост!
Радует, что потихоньку идет модернизация производства.
Спасибо!

Держатся и не развалились — хорошо. Еще бы на всю заказами обеспечить.
Кстати, как туда попали? Трудно было пробить экскурсию?

Edited at 2012-11-23 11:41 am (UTC)

на удивление, переговоры с пресс-службой были недолгими, возможно это связано с 100-летним юбилеем завода

Спасибо! Интересно!

Самарская область: ОАО "Кузнецов"

Пользователь fish12a сослался на вашу запись в записи «Самарская область: ОАО "Кузнецов"» в контексте: [...] нал взят у в Самарская область: ОАО "Кузнецов" [...]

после прочтения статьи, одни маты, на языке. Этот завод, как и вся тема, целиком заслуга Берия. он курировал, от науки, до всего, всю цепочку. ни пол слова, гады.

Самарская область: ОАО "Кузнецов"

Пользователь dimka34 сослался на вашу запись в записи « Самарская область: ОАО "Кузнецов"» в контексте: [...] нал взят у в Самарская область: ОАО "Кузнецов" [...]

Самарская область: ОАО Кузнецов

Пользователь kotobood сослался на вашу запись в записи «Самарская область: ОАО Кузнецов» в контексте: [...] Originally posted by at Самарская область: ОАО "Кузнецов" [...]

Я работаю на Пермских Моторах. Это брат по несчастью вашего завода.
Когда-то (при Совке) один из злейших конкурентов... И тогда мы победили. ПС-90А оказался лучше разработки Кузнецова (я уже подзабыл название того двигателя).
Наш завод поставил около 40% всех газоперекачивающих станций для Газпрома. Кузнецов намного меньше. Даже меньше, чем Зоря-машпроект (Николаев, Украина).
Я заметил такую весчь - каждый авиазавод называется себы ведущим и самым лучшим. Правда в каком смысле ведущим - еще впрос.
А впрочем за ответом далеко ходить не надо...
Ведущим по степени рас3.14159***ва!
В таком случае победителем является Саратовский Авиазавод! Скоро его догонят Авиастар-СП, КАПО им. Горбунова, Авиакор, Сатурн...
В общем, последние надежды нашей авиации уже похоронены. Денег уже нет. Куда делись они - и так понятно. Самолетов тоже нет. И не будет уже. Это все специально так было сделано...
В общем - скоро на месте Кузнецова и Авиакора будут торговые ценры, гламурные бутики, казино, бардели, кинотеатры...
Только ходить в это все будет, возможно, некому...
Наш завод скоро лишится половины своей территории так же под вышеперечисленные объекты инфраструктуры...
Газпром нас пока не бросает, за что ему большое спасибо...
О авиационных двигателях речи быть не может.

Edited at 2012-11-30 06:55 pm (UTC)

ОАО "Кузнецов" (из цикла "РепортаЖЖничество")

Пользователь philippova_av сослался на вашу запись в записи «ОАО "Кузнецов" (из цикла "РепортаЖЖничество")» в контексте: [...] это уже сделал он, у меня вряд ли получится.. Потому порекомендую за фактами обращаться вот СЮДА. [...]

ОАО "Кузнецов" (из цикла "РепортаЖЖничество")

Пользователь philippova_av сослался на вашу запись в записи «ОАО "Кузнецов" (из цикла "РепортаЖЖничество")» в контексте: [...] осмотр другого производственного цеха, скажем так, более "детального" – №10. 13. [...]

?

Log in

No account? Create an account