chronograph


Фотоблог Вадима Кондратьева

Самарская область и Поволжье


Previous Entry Share Next Entry
Самарская область: краеведческий музей Октябрьска
chronograph
Краеведческий музей г. Октябрьска Самарской области (ул. Вокзальная, 12) был основан в 1985 году в здании старого железнодорожного вокзала. Октябрьск - небольшой город с населением около 30 тыс. человек, но музей в нем имеет хорошие фондовые коллекции с полной исторической экспозицией города. Музей был основан Константином Ивановичем Евдокимовым (1920-1993). Сегодня музей имеет около 19000 единиц хранения, из них около 6000 составляют предметы основного фонда. Музей привлекает посетителей разнообразными выставочными проектами, проходящими в выставочном зале музея. Сотрудники разработали идею культурной акции "Мост" на основе главной достопримечательности города - Сызранского ("Александровского") ж/д моста, построенного в 1880 году. Акция проходит ежегодно, начиная с 2001 года и собирает творческие коллективы города и области. В музее также регулярно проходят "Вечера воспоминаний", "Встречи-портреты", детские краеведческие викторины, литературно-музыкальные гостиные, лекционные циклы: "Русский быт", "Памятные даты" и "Яркие личности города".



01. Табличка у входа.


02. Здание музея - деревянный сруб, обшитый тесом, построенный в 1890-х годах, как железнодорожный пассажирский вокзал.


03. Батракская железнодорожная стрелка установлена в 2007 году, как памятный знак в честь 150-летия указа императора Александра II "О сооружении сети железных дорог России".


04. В первом зале расположена экспозиция, посвященная ранней истории Октябрьска, начиная с его основания в конце 17 века.


05. Набеги ногаев и калмыков на жителей Самарской Луки прекратились только после строительства Сызранской засечной черты, которая возводилась с основания Сызрани в 1683 году.


06. В 1684 году на месте современного Октябрьска поселились свободные крестьяне и назвали свое селение Городищенской слободой. В 1687 царские власти передали эти земли помещику Полуэкту Белозерцеву. В 1692 в слободе Городище проживало 300 человек. В 1695 помещик П. Белозерцев продал земли Вознесенскому девичьему монастырю. В 1696 игуменья монастыря Варсонофия Батурлина распорядилась переименовать слободу Городище в село Вознесенское. В 1698 году в селе уже проживало около 800 человек. В 1710 село Вознесенское стало называться Костычами. В деловых бумагах часто указывалось тройное название "Городище, Вознесенское, Костычи тож..."


07.


08. 15 мая 1846 года "Пароходное общество на Волге" открыло свою первую навигацию буксиром "Волга", положившим начало регулярному пароходному сообщению.


09. Берег Волги около Октябрьска в 1927 году.


10. Старые железнодорожные фонари.


11. Станция Батраки (Октябрьск) имеет богатую историю. Первый паровоз прибыл сюда 12 октября 1874 года.


12. Очень важной вехой в истории развития будущего Октябрьска, да и всей страны стала постройка в 1880 году Александровского (Сызранского) ж/д моста через Волгу.


13. Подробнее об истории этого величественного сооружения можно прочитать в моей записи (ТУТ)


14. В 1870 годах в этих местах были обнаружены битумно-известковые месторождения, что послужило созданию асфальтовой промышленности. В 1871 году инженер А. Иордан построил первый асфальтовый завод близ села Печерское. Производство асфальтовых блоков близ станции Батраки началось с 1875 года. В 1884 около Батраков также был построен гудронный завод и завод битумного лака.


15. В музее сохранились старые асфальтовые блоки, из которых раньше мостили дороги.


16. Оттиск завода братьев Челышовых 1899 года для асфальтовых блоков.


17. Асфальтовый блок Печерского завода.


18. В 1879 году в Баку було учреждено "Товарищество нефтяного производства братьев Нобель". Продукция перевозилась по Каспийскому морю, а затем по Волге. Для переброски нефти на ж/д транстпорт товарищество бр. Нобель начало строить на берегах Волги нефтеперевалочные склады. В 1884 году такой склад был построен и в Батраках.


19. Бизнес оказался прибыльным и вскоре в Батраках появились нефтеперевалочные склады братьев Меркурьевых, "Каспийско-Черноморского товарищества", склады Управления Московско-Казанской ж/д и склады купца Савинова.


20. План местности на 1896 год.


21. Примеры быта тех лет.


22.


23. Свидетельство об окончании Ст. Костычевского начального народного училища в 1916 году.


24.


25. Магазин №6 Батракской конторы "Торг"


26. Зал, рассказывающий об истории Соцкульбыта в будущем г. Октябрьске.


27. Пожарная охрана Батракского нефтесклада, 1929 год.


28.


29. Новая электростанция на ст. Батраки, 1926 год


30. Достижения на Первомайском асфальтовом заводе за 1927 год и шахта "МАГ" в Первомайске.


31. Свидетельство по обучении на кочегара 1926 года и грамота лесозавода "Правая Волга" 1933 года.


32. Выпуск школы ФЗУ при Батракском асфальтовом заводе 1939-40 уч. года.


33. Зал, посвященный Великой отечественной войне.


34. В годы войны для охраны стратегически важных объектов - нефтебазы и Батракского ж/д узла в 1941 году был сформирован 90-й отдельный зенитно-артиллерийсткий дивизион под командованием капитана Сумарева. Дивизион разместился в пос. Правая Волга, на сопке близ лесозавода. Вскоре сюда прибыл и 767 зенитно-артиллерийсткий полк со своим штабом и батареями.


35. Послевоенные годы.


36.


37.


38. Зал для проведения выставок.


39. Эта выставка детских рисунков и поделок посвящена 130-летию со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского.


40. Вот такой вот небольшой, но интересный музей.


Музей работает: Вт, ср, чт, пт с 10.00 до 18.00, обед с 13.00 до 14.00, в субботу с 11.00 до 16.00, выходные - воскресенье и понедельник.


посмотрите также КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ФОТОРЕПОРТАЖЕЙ
Я в соц. сетях (ВКОНТАКТЕ) (В ФЕЙСБУКЕ)

Featured Posts from This Journal


  • 1
Спасибо за интересный пост. Это моя родина.

Спасибо, очень понравилось!

Здесь живёт история

Пользователь krumza сослался на вашу запись в записи «Здесь живёт история» в контексте: [...] ваторы" и реформаторы Оригинал взят у в Самарская область: краеведческий музей Октябрьска [...]

Отличный музей с железнодорожным уклоном. Спасибо за обзор )

Вадим, спасибо за прекрасный и подробный отчёт! У меня много родственников в Октябрьске)

Как всегда отличный фотопост! Спасибо.
А не планируете в Самарский музей железнодорожной техники на фотоохоту съездить?

планирую, давно хочу туда съездить

Жаль, что не сохранилось фото военнопленных лагеря № 234, что трудились на асфальтовом заводе в Батраках. Бывшие эсесовцы хотели там даже восстание поднять.


никогда не слышал об этом. Можно где-то узнать поподробнее?

красиво, словно только что сам побывал :)

Моя родина, мой родной музей. Хочу отметить что все так чистенько и аккуратно благодаря директору музея-Кульпанову В. Г. Он большой молодец и умница. Только на нем и держится музей. Основатель музея-дед моей сестры по бабушке, эх! Поеду к я в Октябрьск, срочно! ))

Спасибо за дополнение! Часто замечаю, что музеи держаться на энтузиастах.

Основатель - Евдокимов Константин Иванович

Самарская область: Первомайские битумные штольни

Пользователь viva5a сослался на вашу запись в своей записи «Самарская область: Первомайские битумные штольни» в контексте: [...] вый завод прекратил свою работу в 1961 году, с тех пор штольни заброшены. В краеведческом музее [...]

Самарская область: Первомайские битумные штольни

Пользователь marishkaak сослался на вашу запись в своей записи «Самарская область: Первомайские битумные штольни» в контексте: [...] вый завод прекратил свою работу в 1961 году, с тех пор штольни заброшены. В краеведческом музее [...]

  • 1
?

Log in