chronograph


Фотоблог Вадима Кондратьева

Самарская область и Поволжье


Previous Entry Share Next Entry
Самарская область: Вознесенский сызранский мужской монастырь
chronograph
История Вознесенского мужского монастыря в Сызрани начинается с перевода солдат и сержантов из Симбирска, Казани, Тетюш в новостроящуюся крепость Сызран. В то время службе Отечеству военные отдавали 25 лет своей жизни. Оставшись без родственников, без семьи многие солдаты уходили в монастыри. Как свидетельствуют хроники тех лет "… Многие из солдат "стары и дряхлы", собираются постричься в иноческий чин, а постричься им негде, монастыря у них нет, а другие города удалены, и помирают многие без пострижения …". Поэтому в мае 1685 года по указу царей была дана грамота старцу Кириллу на постройку монастыря Вознесения Господня, Пречистой Богородицы Смоленской и Архистратига Михаила "против города Сызрана по другую сторону реки Крымзы на порожней земле, прозвище стрелка".



01. Табличка у входа в монастырь. Большинство построек, что сейчас находятся в монастыре, построены в 1850-1851 годах.


02. Небольшой сад при монастыре. В советское время здесь была свалка.


03. Вознесенская церковь (1852 год постройки). Она построена по типовому проекту, а за её сооружением наблюдал архитектор удельной конторой. Ульяновские учёные считают, что это был Бенземан, до этого весьма славный в городе Симбирске.


04. Вид сбоку. В годы воинствующего атеизма внутри был клуб.


05. В монастырь часто приезжают паломники и туристы.


06. Настоятель монастыря игумен Марк (Алексеев)


07. Игумен Марк ведёт активную деятельность по возрождению монастыря, лично руководит всеми строительно-реставрационными работами, собирает материалы по истории монастыря, ведёт просветительскую деятельность.


08. Посмотрим Вознесенскую церковь внутри. Роспись на потолке.


09. Роспись купола и люстра.


10.


11.


12.


13.


14.


15.


16.


17. Трапезная реставрируется. На втором этаже настоятель хочет сделать музей истории монастыря.


18.


19. Настоятельский корпус.


20. Остатки старой монастырской стены и возможно колокольни.


21. Здесь похоронен первый архимандрит монастыря Герман Похвалинский, скончавшийся в 1847 году. До революции при монастыре было большое кладбище, его разрушили где-то в 1930-е годы. Сейчас на месте кдадбища расположены коммерческие фирмы, найденные там кости приносят в монастырь и их хоронят в общей могиле.


22. На территории монастыря сохранилась церковь Фёдоровской Божьей Матери. Она была построена в 1739 году на пожертвования некого дворянина Борисова и на сегодняшний день является самым старым зданием Сызрани. Во всяком случае, по документам.


23. Сейчас её реставрируют.


24. В советское время в этой церкви был гараж и водокачка.


25. Посмотрим, что внутри.


26. Когда в храме стали проводить реставрационные работы, то обнаружили несколько захоронений, в частности, архиепископа Анатолия и архимандрита Германа.


27.


28.


29.


30. В годы советской власти монастырь был закрыт. Монастырь вновь открыли в 1996 году и с тех пор он возрождается.


И в заключении, ещё немного истории: весной 1687 года старец Кирилл перенес монастырь в город Кашпир, который находился в 8 верстах от Сызрана. На прежнем месте при часовне остались только несколько человек под начальством старца Филарета. Благочестивые жители города Сызрани никак не хотели оставаться без святой обители. В 1691 г. оставшаяся братия и горожане попросили благословение у Патриарха Адриана на постройку обители в честь Вознесения Господня и от Кашпирского монастыря возвратить Сызранскому первоначально данную землю. Получив благословение, старец Филарет возобновил строительство монастыря. В 1691 году началось возведение деревянной Вознесенской церкви, на которую по просьбе старца Филарета была даже пожалована небольшая сумма денег от царского двора. В 1694 году появилась деревянная церковь во имя Вознесения Господня. Из других настоятелей особо известен игумен Михаил. Он в 1711 году основал невдалеке от Сызрани Жадовскую пустынь. В 40-х годах ХVIII столетия здесь, в этой тихой обители, доживал свой век знаменитый архимандрит Иона (Саникеев). Он был некогда одним из 9 иерархов, подписавших проект петровского Духовного Регламента (Закона о церкви). При Екатерине II архимандрит Иона стал членом Святейшего Синода, но потом оступился на скользких тропах власти и был сослан в далекий Свято-Вознесенский Сызранский монастырь. По докладу Святейшего Синода Высочайшим Указом в 1832 году состоялось учреждение обособленной Симбирской епархии с отделением ее от Казанской митрополии. Первым управляющим самостоятельной Симбирской епархии стал архиепископ Симбирский и Сызранский Анатолий, который последние два года своей жизни провел в Сызранском Вознесенском монастыре на покое, где умер и похоронен.

31.


Подробные сведения о настоятелях появились с 1834 г., когда сюда наместником был переведен из Алатырского Троицкого монастыря архимандрит Герман, до пострижения Иоанн (Похвалинский). Он вел широкое капитальное монастырское строительство, начав с ограждения территории в границах жалованных земель. Возвел здание Сызранского духовного Правления, построил каменный двухэтажный богодельный дом с переходом к Феодоровскому храму. Самый же большой вклад в развитие обители внес архимандрит Августин, который являлся настоятелем с 1848 года. В период его управления было построено большинство построек. В 1852 году был построен каменный холодный Вознесенский храм. Именно при нем в 1855 году Сызранский Вознесенский монастырь был переведен из обители третьего класса в первый. В эти же годы построен игуменский дом с домовой церковью, освященной в честь св. Петра и Павла, братский корпус, а в 1857 году каменная одноэтажная пекарня и каменная баня для братии. В 1885 году наместником монастыря был назначен иеромонах Антоний (Никольский). В 1891 году ему пожалован сан игумена, а в 1895 году – архимандрита. При нем на монастырские средства в 1895 году построено двухэтажное здание Сызранского духовного училища с общежитием для учащихся и домовой церковью. В XIX веке в Вознесенской обители процветало собственное монастырское хозяйство. Обитель владела тремя мельницами. На территории обители хозяйственной части обители размещались хлебные амбары, скотный двор, квасоварня, пекарня и другие постройки. Монастырскими средствами поддерживались духовное училище Сызрани. В обители имелась библиотека , в которой находилось около 300 томов. Последним настоятелем монастыря был архимандрит Александр, в миру Вахатов Сергей Флегонтович. Согласно архивным данным именно он в 1923 году подписал акт о роспуске монастыря. 19 февраля 1938 года в городе Куйбышеве архимандрит Александр был расстрелян.

32.

Текст взят (ЗДЕСЬ) и (ЗДЕСЬ)

Ещё по теме: Свято-Богородичный казанский мужской монастырь в селе Винновка


посмотрите также (КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ЗАПИСЕЙ)
Я в соц. сетях (ВКОНТАКТЕ) (В ФЕЙСБУКЕ)

  • 1
Хороший рассказ, с отличными снимками ;)

Отлично! И наконец снимок второй иконы появился, а то все только одну снимали. :)

Какие красивые росписи! Особенно на фото 8,9.

да, художники постарались

А художники откуда были? НЕ из Ярославля? Наши так не умеют.

не спросил к сожалению

В другой раз спросите, пожалуйста!

Роспись делали сызранские художники Сергей Васильевич Саксонов с сыном Андреем

Просто молодцы! Надо приехать и посмотреть поближе. Сызранская школа тоже всегда славилась Традиция была. Хорошо бы об этом Вы рассказали. У меня есть одна икона сызранского письма, которую я нашла в сарае, в сундуке. Правда мы с братом тогда ничего не знали об иконах Прочли в одной книге, что их адо чистить половинкой свежего лука. Мы тогда в школе учились. Сделали, как было написано. И икона просветла, но нам мало показалось, и мы решили её помыть с мылом.
Икона эта была "Николай угодник с клеймами". На и смыли, конечно, почти всю темперу до левкаса. Но зато прорись видно отлично!)))) Так и лежала она у меня, пока один художник не просветил, и не сказал, что это знаменитая сызранская школа.
Если бы у Вас был музей древнерусской живописи, то с удовольствием подарила бы её вашему городу. Я думаю, что даже в таком виде, она представляет большую ценность.

Сейчас Андрей Саксонов уточнил, что роспись трапезной на 9 фото работа Вячеслава Заварицкого, а полукупольный свод и барабан на фото 10 писали Пятковы

Всё равно надо смотреть на месте. А так настоящего впечатления получить невозможно.
А что насчёт сызранской школы? Они ведь должны больше, чем я, знать об этом. Надо музей создавать, и собирать по каплям то, что осталось. Может остались кто - то из потомков тех художников. Это так интересно!

Дочь иконописца Бочкарёва ещё недавно была жива. Дом её ещё стоит. Что касается истории сызранской школы иконописи, то здесь я полный профан. Ещё более охлаждают моё рвение скептические отзывы некоторых людей, мнение которых я уважаю.
Один мне так прямо и сказал: Если хочешь понять историю сызранской иконописи - прочитай роман Адэра "Ключ от башни"

Мне сказал про сызранкую древнюю школу человек, мнению которого в живописи я привыкла доверять. И при том, что он атеист, можно не сомневаться, что он сказал чистую правду. По романам нельзя изучать историю. Надо искать людей, которые хоть что - то знают об этом. Наверняка прсто и Самаре есть образцы в музее. И в епархиальном музее могут знать об этом. Там очень грамотные искусствоведы работают.

Если бы это был роман об истории - куда ни шло. Но, он о махинациях на антикварном рынке живописи

Тогда и читать не стоит!
Надо искать людей, у кого предки были заняты в этом промысле. Наверняка, такие имеются.

Сейчас читать не могу. Очень много и сложно. Может быть - завтра.

Отцу Марку можно передать. Он содрал уже небольшую коллекцию, хочет со временем устроить небольшой музей у себя.

Передам ему с большим удовольствием. Надо же начинать с чего - то. Надо искать, где были иконописные мастерские. Копать в архивах. Сызрань ведь гораздо древнее Самары.

Об этом много писал московский антиквар Кириков. Он даже издал альбом "Сызранская икона". Недавно был снят и фильм с таким же названием. Но, я не могу судить обо всём этом. По причине малой образованности в данном вопросе

Стоит только начать копать, и Вы, вскоре, можете стать самым осведомлённым человеком.)
Было бы желание.

Просто молодцы! Надо приехать и посмотреть поближе. Сызранская школа тоже всегда славилась Традиция была. Хорошо бы об этом Вы рассказали. У меня есть одна икона сызранского письма, которую я нашла в сарае, в сундуке. Правда мы с братом тогда ничего не знали об иконах Прочли в одной книге, что их надо чистить половинкой свежего лука. Мы тогда в школе учились. Сделали, как было написано. И икона просветлела, но нам мало показалось, и мы решили её помыть с мылом.
Икона эта была "Николай угодник с клеймами". На и смыли, конечно, почти всю темперу до левкаса. Но зато прорись видно отлично!)))) Так и лежала она у меня, пока один художник не просветил, и не сказал, что это знаменитая сызранская школа.
Если бы у Вас был музей древнерусской живописи, то с удовольствием подарила бы её вашему городу. Я думаю, что даже в таком виде, она представляет большую ценность.

9 фото очень красиво!Спасибо!

Как видно на старой фотке, у Вознесенской церкви было пять глав, а сейчас только одна :(

Ваша запись опубликована в LJTimes

Редакторы LiveJournal посчитали вашу запись интересной и добавили ее в дайджест LJTimes по адресу: http://www.livejournal.com/ljtimes

Замечательный пост!
Отличные фотографии!

Спасибо, Ксения!

Отличный пост и отличные фото, как всегда впрочем у Вас:) Про этот монастырь еще слышал, что в 1920-1922 на его территории находился Сызранский уездный концлагерь.

да, о концлагере, или точнее - тюрьме, настоятель что-то упоминал в разговоре

100 (+) интересных мест Самарской области

Пользователь 7dogs сослался на вашу запись в своей записи «100 (+) интересных мест Самарской области» в контексте: [...] 59. Сызранский вознесенский мужской монастырь http://chronograph.livejournal.com/199048.html [...]

Кладбище монастыря было вскрыто при строительстве нового оста через Сызранку, оно находится под современной дорогой на Монгору.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account