chronograph


Фотоблог Вадима Кондратьева

Самарская область и Поволжье


Previous Entry Share Next Entry
Волжские суда и пароходы на старых фото, часть №1
chronograph
Волжские суда, пароходы (и теплоходы) и прочие плав. средства на старых фотографиях и открытках. Часть фото из архива Владимира Самарцева.



Немного из истории судоходства на Волге:
Веками по Волге суда ходили лишь исключительно под парусом или с помощью тягловой силы животных или людей, то есть бурлаков. Но в конце концов и на великой русской реке наступило время судов на паровой тяге. Первые пароходы на Волге появились в конце 1810-х - начале 1820-х годов, они принадлежали помещику Д. П. Евреинову. Также существовали два волжских парохода, которые принадлежали князю Всеволоду Всеволожскому, который в 1817 году лично совершил поездку на одном из них в Казань. Конструктором одного из судов являлся Пётр Соболевский. Становление пароходства на Волге замедлилось из-за монополии шотландского предпринимателя Карла Бёрда до 1842 года, и за этот период на Волге было построено всего 16 пароходов.

В 1843 году по решению правительства было создано «Общество пароходства по Волге» с центром в Санкт-Петербурге, а регулярная пароходная навигация организована с 1846 года. Впоследствии на Волге были организованы и другие крупные пароходные общества — «Самолётъ», «По Волге», «Кавказъ и Меркурий», а также множество небольших компаний, которые конкурировали друг с другом. Пассажирские речные перевозки долгое время считались невыгодными, в первую очередь из-за длительности путешествия на пароходах и высокой стоимости проезда. Только после существенного повышения мощности паровых машин на Волге появились достаточно быстрые по тому времени пароходы. В Самаре первый регулярный пассажирский рейс состоялся 16 апреля 1860 года.

Каждая компания судовладельцев имела свою, обособленную группу названий пароходов. Сделано это было для того, чтобы по имени судна легко можно было узнать, какому обществу они принадлежат. В частности, пароходная компания «По Волге» имела суда «Царь», «Царица», «Царевич», «Царевна», «Государь» и «Государыня». Общество «Дружина» называло свои пароходы именами святых – «Александр», «Павел», «Михаил», «Владимир», «Олег» и «Игорь». Названия, более близкие к теме путешествий, придумали в пароходной компании «Самолет» - «Путник», «Странник», «Турист», и даже «Телеграф» и «Депеша». Но, без сомнения, меньше всех размышляли над именами своих судов владельцы самарского пароходного общества «Миссури» - они попросту присвоили каждому из них собственные фамилии. С того времени по Волге ходили пароходы этого общества «Субботин», «Чернов», «Лев Сорокин», «Королев» и «Иван Любимов». Уже потом, чтобы хоть как-то приблизить имена своих судов к американской топонимике, в этой же компании решили назвать три новых парохода «Миссисипи», «Колорадо» и «Ниагара».

Однако уже вскоре наступил кризис пароходного промысла на Волге. В 1875 году на реке работало около 600 пароходов, и пассажирские компании стали сильно страдать от взаимной конкуренции. Многие компании стали работать себе в убыток, едва-едва покрывая расходы на топливо. В результате стоимость пароходных перевозок упала, некоторые общества полностью разорились и были вынуждены за бесценок продавать суда и прочее имущество.

В 1918 году суда частных пароходств национализированы. В советское время на Средней Волге было создано 2 крупнейших государственных пароходства - ВОРП (Волжское Объединенное Речное пароходство) с центром в г. Горький и "Волготанкер" с центром в г. Куйбышев. Первое время (до 1930-х годов), а в отдельных случаях (до 1970-х годов) этими (и другими государственными) транспортными организациями использовались суда дореволюционной постройки. Так, например, сразу после национализации общества "Кавказ и Меркурий" в 1918 г., один из его теплоходов "Бородино" был спешно переименован в "Товарищ Раскольников". В 1939 г. он стал называться "Товарищ Микоян", но в 1948 г. получил старое название "Бородино". В 1954-1955 гг. теплоход серьезно модернизировали, после чего он плавал до 1976 г., когда был списан и поставлен на прикол у стенки Казанского речного порта.

В годы Великой Отечественной войны на Волге действовала Волжская флотилия, которая осуществляла военные перевозки, а на Верхней Волге и у Сталинграда обезвреживала мины и принимала участие в нескольких сражениях.

01. Косовые на Волге


02. Переправа через Волгу, №35


03. Волга, на буксире, издание К. Головкина в Самаре


04. Самара, вид на Волгу, №60


05. Затон в Самаре


06. Волга, пароход "Межень" №16 (год постройки - 1884, год списания неизвестен). На нём бывал император Николай II с семьёй.


07. Волга, пароход "Межень"


08. Волга, пароход "Миссисипи"


09. Волжская №8 дноочистительная машина "Грязнуха"


10. Волга, у пристани общества "Кавказ и Меркурий"


11. Волга, пароход общества "Самолёт" "Князь Владимир святой"


12. Волга, группа пассажиров на пароходе


13. Волга, пассажирский пароход общества К и М ("Кавказ и Меркурий") №30


14. Виды Волги, отход парохода


15. Волга, пароход "Пётр Великий", №5


16. Волга, буксирный пароход, №13


17.


18.


19. Волга, мимо Жигулей, №67


20. Волга, "в горах"


21. Баржи на Волге


22. Волга, пароход "Гончаров" общества "Самолёт"


23. Караван на Волге, №20


24. Волга, нагрузка баржей, №27


25. Самара, берег близ дачи Аннаева


26. Волга, пароход общества "Кавказ и Меркурий" "Фельдмаршал Суворов"


27. Волга, пароход общества "Кавказ и Меркурий" "Фельдмаршал Суворов", №62


28. Волга, пароход "Александр II", фотограф А.П. Васильев в Самаре


29. Волга, пароход "Геннадий Ратков Рожнов" общества "Самолёт"


30. Волга, пароход "Александр" общества "Русь"


31. Самара, пароход "Нижегородец", №66


32. Волга, пароход общества "Самолёт", №17


33. Волга, пароход "Пушкин", фотограф А.П. Васильев в Самаре


34. Пароход "Царевич"


35. Пароход "Император Николай II"


36. Волга, пароход общества К и М


37. Теплоход "Царьград", позже переименован в "Урицкий"


38. Волга, пароход "Цесаревич Николай", №2


39. Волга, пароход "Пётр Великий" №9


40. Буксирный пароход "Самара"


41. Волга, пароход "Дворянка"


42. Пароход "Парижская коммуна", а слева буксир "Беднота"


43. Пароход "Кремль"


44. Волга, буксир "Украинец" рядом с селом Батраки (ныне г. Октябрьск), 1927 год


45. Пароход "Василий Лебедев-Кумач"


46. Волга, пароход около пос. Моркваши (ныне г. Жигулёвск), 1930-е годы


47. Волга, пароход "К.С. Станиславский", фото Семёна Фридлянда, 1950-е годы (построен в 1909 г., списан в 1973)


48. Волга, суда около Нижнего Новгорода, фото Семёна Фридлянда, 1950-е годы


49. Волга, суда около Нижнего Новгорода, фото Семёна Фридлянда, 1950-е годы


50. Волга, пароходы "Павел Бажов" и "Вера Фигнер" у речного вокзала Казани, фото Семёна Фридлянда, 1950-е годы


Приглашаю всех в группу "История Поволжья и реки Волги" https://vk.com/volgahistory

Больше исторических фотосборников моего блога можно найти ЗДЕСЬ


посмотрите также КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ФОТОРЕПОРТАЖЕЙ
Я в соц. сетях (ВКОНТАКТЕ) (В ФЕЙСБУКЕ)

Featured Posts from This Journal


  • 1
Шикарные фото! Вот она, Самара купеческая во всей красе.

хорошая тема, давно хотел про неё написать

ВАу какие) жаль только на фото

да, неплохой музей бы получился из парохода. В Красноярске такой есть.

На 49 фото транспортный коллапс какой то... как они там выруливали.))

Заходил в антикварный магазин, похожие открытки от 1500 р. стоят.

да, хорошие открытки стоят не дёшево

они не сколько хорошие, сколько старые.)

я немного собираю старые открытки

Здорово. Спасибо

Еще небольшое судно. На заднем плане виднеются суда посерьезнее.

Спасибо за фото!

Замечания к Предисловию об истории судоходства в Сове

(Anonymous)
САМАРСКАЯ КОНТОРА ДОБРОВОЛЬНОГО ФЛОТА (1922 – 1925)

Организована 11 января 1922 г. с целью восстановления деятельности дореволюционной транспортной организации.

Функции: оказание транспортных услуг, в том числе и по заграничным перевозкам. Ликвидирована в 1925 г. путем передачи в ведение Государственного торгового флота.


КУЙБЫШЕВСКОЕ ЛИНЕЙНОЕ ПАРОХОДСТВО, г. КУЙБЫШЕВ (1918 – 1948)

Организовано в марте 1918 г. как Самарское районное управление водного транспорта Главного управления водного транспорта (Главвод) СНХ.

В 1922 г. переименовано в Самарское агентство водного транспорта Волжского бассейна Главного управления водного транспорта. С 1923 г. – Самарское агентство товаро-пассажирского флота Волжского государственного речного пароходства Наркомата путей сообщения СССР.

Постановлением ВЦИК и СНК от 15 марта 1934 г., приказом Наркомвода от 26 марта 1934 г. организовано Средневолжское речное пароходство (СВРП), которое подчинялось Волжско-Камскому центральному управлению Наркомата водного транспорта СССР. В таком подчинении управление пароходства находилось по 1938 г. включительно. С 1938 г. пароходство находилось в подчинении Наркомата речного флота. С 1939 г. управление СВРП подчинялось Московско-Волжско-Камскому центральному управлению Министерства речного флота СССР. С 24 апреля 1948 г. на базе СВРП было организовано Волжское грузовое речное пароходство (ВГРП).

С 23 декабря 1954 г. переименовано в Куйбышевское линейное пароходство.

Основные функции и задачи СВРП – обслуживание пассажирских, транспортных нужд народного хозяйства, развитие судоходства и эксплуатация речного транспорта на участке водной магистрали – средний плес р. Волги до участка Камское устье.


КУЙБЫШЕВСКОЕ ЛИНЕЙНОЕ ПАРОХОДСТВО ВОЛЖСКОГО ОБЪЕДИНЕННОГО РЕЧНОГО ПАРОХОДСТВА МИНИСТЕРСТВА РЕЧНОГО ФЛОТА РСФСР (1955 – 1959)

Образовано как Куйбышевское линейное пароходство с подчинением объединенному речному пароходству, созданному на базе Волжского пароходства и Волжского грузопассажирского пароходства в соответствии с приказом министра речного флота СССР от 23 декабря 1954 г. № 155.

Функции: обслуживание транспортных путей, развитие судоходства, эксплуатация речного транспорта, перевозка грузов и пассажиров.

Ликвидировано в марте 1959 г.


ВОЛЖСКОЕ ГРУЗОВОЕ РЕЧНОЕ ПАРОХОДСТВО ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЛОТА И ПОРТОВ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАССЕЙНОВ МИНИСТЕРСТВА МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА (1948 – 1954)

Образовано на основании постановления Совета Министров СССР от 19 апреля 1948 г. № 1271 и приказа Министерства речного флота СССР от 24 апреля 1948 г. № 101 путем преобразования Верхневолжского, Средневолжского и Нижневолжского пароходств в Волжское грузовое речное пароходство Главного управления речного флота Центральных бассейнов Министерства речного флота СССР (г. Куйбышев) и Волжское грузопассажирское речное пароходство (ВГПРП) (г. Горький).

С 1953 г. пароходства стали подчиняться Главному управлению флота и портов Центральных бассейнов Министерства морского и речного флота.

Функции: обслуживание транспортных нужд народного хозяйства и развитие судоходства в пределах р. Волги, а также всех ее притоков (кроме Оки и Камы) от пристани Щербаково (ныне город Рыбинск) до Астрахани.

Ликвидировано в соответствии с приказами Министерства речного флота СССР от 23 декабря 1954 г. № 154 и № 155 путем реорганизации в Куйбышевское линейное пароходство Волжского объединенного речного пароходства (ВОРП) г. Горький.



Какой то пароход стоял через Волгу напротив монумента Славы, возможно "Николай".
Смутно помню, мелким был.

Вадим, классные ты фотографии разыскал! Сейчас в Самаре лишь пару пароходов «сохранились», один напротив Рождествено на территории турбазы стоит, а второй буксир на базе Нефтефлота на Сухой Самарке, если не распилили его ещё.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Вадим, стащил у тебя несколько фото с баржами, извини)). Готовлю потихоньку материал для книги (книжки о своих предках), я тебе как-то рассказывал о своих прадеде и прабабушке Борисовых, Бабушка Настя была младшей дочкой в семье купца Дудкина И.А. , так вот те родственники что постарше меня пересказывали её рассказ, как Гай забрал все хлебные баржи у них, поставил орудия и рванул Симбирск штурмовать. Все Дудкины покинули Ставрополь, остались только мои прадед и прабабка БОРИСОВЫ с шестью детьми, после революции еще двое родились. Жили в доме что был подарен на свадьбу Анастасии и Димитрия, потом дом был перенесен в новый Ставрополь, вот в нем я и успел родиться и жить до 4 лет. Стоял он углом Ушакова-Мира. Ну это так, извини)).
Спасибо за блог!

Коротко и ясно :-) , Благодарю.))

Волжские суда и пароходы на старых фото

Пользователь zavodfoto сослался на вашу запись в своей записи «Волжские суда и пароходы на старых фото» в контексте: [...] Оригинал взят у в Волжские суда и пароходы на старых фото [...]

Коллега!

Приглашаю размещать исторические материалы в сообщество: http://picturehistory.livejournal.com/

Интересная подборка, спасибо! В фотогалерее водного транспорта нашел несколько снимков упоминаемого в начале поста теплохода "Бородино", который неоднократно переименовывали: http://fleetphoto.ru/ship/17988/ На одном из фото под именем "Тов. Микоян".

Так помаленьку и восстанавливаются фрагменты истории нашего края, частично забытые в прошлом веке.

Edited at 2017-03-08 08:48 pm (UTC)

Можно наблюдать эволюцию флота

Волжские суда и пароходы на старых фото

Пользователь ruotsilahti сослался на вашу запись в своей записи «Волжские суда и пароходы на старых фото» в контексте: [...] нал взят у в Волжские суда и пароходы на старых фото [...]

  • 1
?

Log in

No account? Create an account