?

Log in

No account? Create an account

chronograph


Фотоблог Вадима Кондратьева

Самарская область и Поволжье


Previous Entry Share Next Entry
Музей истории СНТК им. Н. Д. Кузнецова
chronograph
Самарский научно-технический комплекс имени Николая Кузнецова (старые названия - Государственный союзный опытный завод № 2, Завод № 276, Куйбышевский моторный завод, Куйбышевское научно-производственное объединение "Труд") - крупнейшее в стране предприятие по разработке и созданию авиационных двигателей для военной и гражданской авиации, ракетных двигателей, двигателей для газоперекачивающих установок и электростанций на базе авиадвигателей. СНТК им. Н. Д. Кузнецова находится в поселке Управленческий г. Самара. На территории предприятия есть небольшой музей, где мне посчастливилось побывать в декабре 2012 года.



01. Попасть сюда честно говоря было непросто, так как завод является режимным объектом. В небольшом музее представлены макеты авиационных и ракетных двигателей, множество фотографий и документов по истории завода.


02. Часть экспозиции посвящено генеральному конструктору Николаю Дмитриевичу Кузнецову.


03. Николай Дмитриевич Кузнецов (1911-1995) был назначен руководителем и Главным конструктором завода в мае 1949 года. Под руководством Кузнецова на предприятии было создано 57 оригинальных и модифицированных газотурбинных двигателей для самолётов различного назначения и экранопланов, жидкостных реактивных двигателей для ракетно-космических комплексов, а также двигателей для привода нагнетателей газоперекачивающих агрегатов и электрогенераторов.


04. В музее хранится много личных вещей Николая Кузнецова. На фото- рабочий стол.


05. Тетрадь с записями.


06. Телефон Н. Кузнецова


07. Самовар.


08. Один из множества сувениров.


09. Электронные настольные часы, одни из первых в стране.


10. Форма Н. Кузнецова.


11. Стул из рабочего кабинета. По словам Веры Михайловны Данильченко, хранительницы музея, Николай Кузнецов вёл скромный образ жизни, всё время и силы отдавая работе. Трудолюбие Н. Кузнецова было примером для всех работников предприятия, под его руководством был создан крепкий и сплочённый коллектив.


12. Журналом "Aviation Week..." присуждена награда Н. Кузнецову в категории "Аэронавтика и силовые установки", за то, что его конструкторское бюро было в авангарде по разработке авиационных двигателей, 1992 год.


13. О Николае Кузнецове уже написано много книг


14. Биография Н. Кузнецова весьма интересна, рекомендую почитать, например книгу В.Н. Орлова "Генеральный конструктор Н. Д. Кузнецов и его ОКБ". А если коротко, то:
Родился 23 июня 1911 г. в Актюбинске, в семье Дмитрия Матвеевича Кузнецова, по профессии рабочего-котельщика, и Марии Михайловны Кузнецовой, домохозяйки. Учился в школе крестьянской молодёжи. В 1926 начал работать слесарем. В 1930 закончил школу и поступил в Московский авиационный техникум, где учился на вечернем отделении, а днём работал слесарем-сборщиком. В 1933 поступил на воздушно-технический факультет моторостроительного отделения ВВИА имени Н. Е. Жуковского, который закончил с отличием 16 ноября 1938. Темой его дипломного проекта был «Мотор четырёхтактный, карбюраторный, 28-цилиндровый с 4-рядной звездой...». 4 апреля 1941 года успешно защитил кандидатскую диссертацию по проблеме конструкционной прочности авиационных моторов. В период с июля по сентябрь 1942 года, в порядке стажировки, находился на фронте в должности старшего инженера 239-й истребительной дивизии 6-й воздушной армии. В октябре 1942 познакомился с Георгием Маленковым, который высоко оценил способности Кузнецова и направил его вскоре заместителем главного конструктора на Уфимский авиационный завод. Здесь он проработал с 1943 по 1949, сначала под руководством В. Я. Климова, затем, с 1 июля 1946 года, на должности главного конструктора. В 1949 переводится в Куйбышев, где возглавляет Государственный союзный опытный завод № 2 по разработке и производству опытных реактивных двигателей, ныне названный его именем — Самарский научно-технический комплекс имени Н. Д. Кузнецова.


Немного фотографий из музея:

15. Встреча Н. Кузнецова с работниками Куйбышевского обкома КПСС, 1986 год.


16. Министр авиационной промышленности А. Сысцов в цехе №39, 1988 год.


17. Н. Кузнецов с представителями фирмы "Сименс", 1993 год.


Благодаря Н. Кузнецову в посёлке Управленческом, где располагается СНТК, был открыт второй в Куйбышевской области широкоэкранный кинотеатр (1962 год), построен Дом Культуры «Чайка», создана развитая социальная инфраструктура: больницы, профилактории, базы отдыха, детский сад, ясли, стадион, лыжная база, парк «Юность». При содействии Кузнецова был открыт филиал Кубышевского авиационного института и основан Самарский научный центр РАН.

18. Вымпелы работников завода.


19. Подарки с других предприятий.


20. Макеты двигателей.


21.


Примеры некоторых двигателей:

22. Турбовинтовой двигатель НК-4 создан в 1956 году. Взлётная мощность 4000 л. с.


23. Турбовинтовой двигатель НК-12, взлетная мощность 15000 л.с., масса 3065 кг, испытан в 1958 году.


24. Турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой НК-321. Тяга на взлетном режиме 25000 кгс, масса 3650 кг, длинна 7453 мм, испытан 1983 году.


25. Экраноплан "Орленок" был создан в Нижнем Новгороде в "ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Алексеева" в 1972 году для быстрой переброски десанта. На "Орленке" было установлено два двигателя НК-8-4К и один НК-12МК.


26. Жидкостный ракетный двигатель многоразового действия НК-33 был предназначен для первых ступеней лунного комплекса Н-1. Советская программа лунных пилотируемых полётов — ряд проектов, имевших своей целью исследование Луны с помощью пилотируемых космических кораблей. Программа была важным элементом советской космической программы и длительное время была титульным проектом по своему значению и приоритетности. Но соперничество между разными конструкторскими бюро и плохая координация лунной программы со стороны советского правительства привели к ненужному распылению сил и средств, что стало одной из причин, по которым пилотируемые полёты к Луне и на Луну в СССР так и не состоялись. Вышло постановление уничтожить двигатели НК-33, но Н. Кузнецов, на свой страх и риск спрятал их в одном из цехов. Сегодня, спустя десятки лет хранения, двигатели находятся в рабочем состоянии и вызывают восхищение у современных конструкторов. Часть двигателей недавно продана американцам, где после модификации их планируется использовать на ракетах-носителях.


27. Макет стратигического бомбардировщика-ракетоносца ТУ-160 с двигателями НК-32


28.


29. Макет самолета ТУ-154


30. Огромная книга почета, куда вписаны лучшие работники завода.


31. Первая запись сделана в 1948 году.


32. С октября 1946 года по декабрь 1953 года на заводе находились немецкие специалисты (инженерно-технические работники) авиадвигательных фирм «Юнкерс», «БМВ» и «Аскания» с семьями. Совместно с конструкторами предприятия они работали над совершенствованием воздушно-реактивных двигателей 004 (на базе ЮМО-004), 012Б (на базе ЮМО-012), 003С (на базе БМВ-003) и турбовинтового двигателя 022 (на базе ЮМО-022). Часть экспозиции посвящена немецким специалистам.


33. Условия для работы и проживания немецких специалистов были созданы весьма неплохие- они получали высокую зарплату, деньги позволялось переводить в Германию по выгодному курсу, разрешалось выписывать с Германии газеты и журналы, посылать и получать посылки, для детей было организовано обучение на немецком языке.


34.


35. На первомайской демонстрации.


36. Совместные соревнования.


37. Немцам нравилась Волга и красота этих мест.


38. На первомайской демонстрации.


39.


40. В пионерском лагере.


41. Печатная машинка немецких специалистов.


42. Описание турбовинтового двигателя 022 (технический руководитель доктор Шайбе) 1950 год.


43. Двигатель НК-93 (макет двигателя в центре на фото) предназначается для магистральных самолётов средней и большой дальности Ил-96, Ту-204 и перспективного грузового Ту-330. НК-93 начали разрабатывать в конце 80-х годов, а в 1993-м предполагалось ввести его в эксплуатацию. С 1998 года к освоению НК-93 подключилось Казанское моторостроительное производственное объединение (КМПО), в кооперации с ОАО «Моторостроитель» (сейчас ОАО «Кузнецов»), ОАО «Металлист — Самара» и ОАО «НПП Аэросила», но из-за отсутствия финансирования работы были завершены в 2004 году. В настоящее время КМПО освоило серийный выпуск наземного двигателя НК-38СТ, который является прототипом НК-93.


44. На предприятии выпускалась газета "Маяк".


45. Глобус Н. Кузнецова


46. Разные сувениры и подарки.


47. Фото, подаренное музею от инженерно-технической службы авиабазы в Энгельсе (2008 год)


Спасибо пресс-службе ОАО "Кузнецов" за возможность посетить музей.



Больше интересного можно найти в (КАТАЛОГЕ ВСЕХ МОИХ ФОТОРЕПОРТАЖЕЙ)
Я в соц. сетях (ВКОНТАКТЕ) (В ФЕЙСБУКЕ)

Featured Posts from This Journal

  • Самара: ОАО "Кузнецов"

    100 лет - приличный возраст для любого предприятия и именно столько отметило этой осенью открытое акционерное общество "Кузнецов", что находится в…

  • Самара: поселок Управленческий на фото 1950-1960 годов

    Поселок городского типа Управленческий - административный центр Красноглинского района города Самара. Первыми постройками на месте нынешнего поселка…

  • Самара: поселок Управленческий

    Поселок Управленческий - административный центр Красноглинского района Самары. Свою историю поселок ведет с 1937 года, когда решением Совнаркома было…


  • 1
Как много исторически ценных фактов! Отличный отчёт!

а я о таком музее и не слышал

музеи при заводах обычно не афишируются, они предназначены, так сказать "для внутреннего использования"

хороший отчет

интересно! от Петра Леонтьевича Вам привет (завод Салют)

Да, тоже не слышал о таком музее. Хорошо получилось.
Кстати, у нас был точно такой же самовар электрический, даже помню как мы на праздники чай из него пили.

а сейчас самовары уже раритет :)

А что с заводом говорят что готовиться под складской комплекс.
Власти выделяют деньги на пивную промышленность, а на выпуск нк-33 не хотят

не знаю, не интересовался

Завод работает и до сих пор!

это радует. Мечтаю побывать внутри.

Музей истории СНТК им. Н. Д. Кузнецова

Пользователь pyx_pyx сослался на вашу запись в записи «Музей истории СНТК им. Н. Д. Кузнецова» в контексте: [...] Оригинал взят у в Музей истории СНТК им. Н. Д. Кузнецова [...]

PROMFOTO из ЖЖ: Музей истории СНТК им. Н. Д. Кузнецова

Пользователь zavodfoto сослался на вашу запись в записи «PROMFOTO из ЖЖ: Музей истории СНТК им. Н. Д. Кузнецова» в контексте: [...] Оригинал взят у в Музей истории СНТК им. Н. Д. Кузнецова [...]

ЮЮЮЮЮЮЮЮЮ

(Anonymous)
НИКТО НАШ ЗАВОД НЕ СОБИРАЕТСЯ ПЕРЕОБОРУДЫВАТЬ В ПИВЗАВОД МЫ ПОДНИМАЕМСЯ..ИЗ РУИН.....НУ НЕ НК -33 БУДЕМ СТРОИТЬ ЧТО ТО ЛУЧШЕЕ.......А ЭТО УЖЕ СЕКРЕТ..ФИРМЫ)

вот за этот пост - огромное отдельное спасибо! почти всю жизнь на Управе живу, в 9 классе практику на этом заводе проходила, а в музее не была. мои родители здесь проработали всю жизнь, так что завод - как родной. и Кузнецов на Управе до сих пор как бог. по любому поводу можно услышать "а вот при Николае Дмитриче..."

Музейно-выставочный центр "Самара космическая"

Пользователь avr_mag сослался на вашу запись в записи «Музейно-выставочный центр "Самара космическая"» в контексте: [...] Музей СНТК им. Кузнецова в Самаре http://chronograph.livejournal.com/137930.html [...]

смешнных чувств псто

Пользователь lena_do сослался на вашу запись в записи «смешнных чувств псто» в контексте: [...] им. Кузнецова 56. Цеха СНТК им. Кузнецова. Музей предприятия можно посмотреть в моей записи (здесь [...]

В принципе, хозяин сайта весело накреативил!

наташа

(Anonymous)
спасибо !!!!на управл мы получили первую свою квартиру, в шк 127 я пошла 1 сент 1960 г,мама работала на этом заводе,а отец был военным в в/ч на ракетных установках.Мне повезло:нашла свой дом,теперь это ул.с.лазо,рядом также стоит пожарка,и кинотеатр космос еще чуть-чуть жив,только где-то рядом с пожаркой (с теперешним детским кафе )был фонтан возле дома №28 ,мы,дети,там в жару купались...и у нас дома тоже были самолетики из прозрачного плексиглаза(так этот материал,вроде назывался),отца перевели по службе ,и мы уехали в 1963 г,я не была на управ 50 лет,а по интернету все нашла,разревелась.....СПАСИБО привет с Украины

Судьба сверхзвукового Ту-144 СССР-77106

Пользователь alatas сослался на вашу запись в своей записи «Судьба сверхзвукового Ту-144 СССР-77106» в контексте: [...] СНТК им. Н. Д. Кузнецова (неплохой пост о музее - http://chronograph.livejournal.com/137930.html [...]

Музей истории СНТК им. Н. Д. Кузнецова

Пользователь alatas сослался на вашу запись в своей записи «Музей истории СНТК им. Н. Д. Кузнецова» в контексте: [...] Оригинал взят у в Музей истории СНТК им. Н. Д. Кузнецова [...]

Музей истории СНТК им. Н. Д. Кузнецова

Пользователь solvaigsamara сослался на вашу запись в своей записи «Музей истории СНТК им. Н. Д. Кузнецова» в контексте: [...] Оригинал взят у в Музей истории СНТК им. Н. Д. Кузнецова [...]

  • 1