chronograph (chronograph) wrote,
chronograph
chronograph

Categories:

Музей истории СНТК им. Н. Д. Кузнецова

Самарский научно-технический комплекс имени Николая Кузнецова (старые названия - Государственный союзный опытный завод № 2, Завод № 276, Куйбышевский моторный завод, Куйбышевское научно-производственное объединение "Труд") - крупнейшее в стране предприятие по разработке и созданию авиационных двигателей для военной и гражданской авиации, ракетных двигателей, двигателей для газоперекачивающих установок и электростанций на базе авиадвигателей. СНТК им. Н. Д. Кузнецова находится в поселке Управленческий г. Самара. На территории предприятия есть небольшой музей, где мне посчастливилось побывать в декабре 2012 года.



01. Попасть сюда честно говоря было непросто, так как завод является режимным объектом. В небольшом музее представлены макеты авиационных и ракетных двигателей, множество фотографий и документов по истории завода.


02. Часть экспозиции посвящено генеральному конструктору Николаю Дмитриевичу Кузнецову.


03. Николай Дмитриевич Кузнецов (1911-1995) был назначен руководителем и Главным конструктором завода в мае 1949 года. Под руководством Кузнецова на предприятии было создано 57 оригинальных и модифицированных газотурбинных двигателей для самолётов различного назначения и экранопланов, жидкостных реактивных двигателей для ракетно-космических комплексов, а также двигателей для привода нагнетателей газоперекачивающих агрегатов и электрогенераторов.


04. В музее хранится много личных вещей Николая Кузнецова. На фото- рабочий стол.


05. Тетрадь с записями.


06. Телефон Н. Кузнецова


07. Самовар.


08. Один из множества сувениров.


09. Электронные настольные часы, одни из первых в стране.


10. Форма Н. Кузнецова.


11. Стул из рабочего кабинета. По словам Веры Михайловны Данильченко, хранительницы музея, Николай Кузнецов вёл скромный образ жизни, всё время и силы отдавая работе. Трудолюбие Н. Кузнецова было примером для всех работников предприятия, под его руководством был создан крепкий и сплочённый коллектив.


12. Журналом "Aviation Week..." присуждена награда Н. Кузнецову в категории "Аэронавтика и силовые установки", за то, что его конструкторское бюро было в авангарде по разработке авиационных двигателей, 1992 год.


13. О Николае Кузнецове уже написано много книг


14. Биография Н. Кузнецова весьма интересна, рекомендую почитать, например книгу В.Н. Орлова "Генеральный конструктор Н. Д. Кузнецов и его ОКБ". А если коротко, то:
Родился 23 июня 1911 г. в Актюбинске, в семье Дмитрия Матвеевича Кузнецова, по профессии рабочего-котельщика, и Марии Михайловны Кузнецовой, домохозяйки. Учился в школе крестьянской молодёжи. В 1926 начал работать слесарем. В 1930 закончил школу и поступил в Московский авиационный техникум, где учился на вечернем отделении, а днём работал слесарем-сборщиком. В 1933 поступил на воздушно-технический факультет моторостроительного отделения ВВИА имени Н. Е. Жуковского, который закончил с отличием 16 ноября 1938. Темой его дипломного проекта был «Мотор четырёхтактный, карбюраторный, 28-цилиндровый с 4-рядной звездой...». 4 апреля 1941 года успешно защитил кандидатскую диссертацию по проблеме конструкционной прочности авиационных моторов. В период с июля по сентябрь 1942 года, в порядке стажировки, находился на фронте в должности старшего инженера 239-й истребительной дивизии 6-й воздушной армии. В октябре 1942 познакомился с Георгием Маленковым, который высоко оценил способности Кузнецова и направил его вскоре заместителем главного конструктора на Уфимский авиационный завод. Здесь он проработал с 1943 по 1949, сначала под руководством В. Я. Климова, затем, с 1 июля 1946 года, на должности главного конструктора. В 1949 переводится в Куйбышев, где возглавляет Государственный союзный опытный завод № 2 по разработке и производству опытных реактивных двигателей, ныне названный его именем — Самарский научно-технический комплекс имени Н. Д. Кузнецова.


Немного фотографий из музея:

15. Встреча Н. Кузнецова с работниками Куйбышевского обкома КПСС, 1986 год.


16. Министр авиационной промышленности А. Сысцов в цехе №39, 1988 год.


17. Н. Кузнецов с представителями фирмы "Сименс", 1993 год.


Благодаря Н. Кузнецову в посёлке Управленческом, где располагается СНТК, был открыт второй в Куйбышевской области широкоэкранный кинотеатр (1962 год), построен Дом Культуры «Чайка», создана развитая социальная инфраструктура: больницы, профилактории, базы отдыха, детский сад, ясли, стадион, лыжная база, парк «Юность». При содействии Кузнецова был открыт филиал Кубышевского авиационного института и основан Самарский научный центр РАН.

18. Вымпелы работников завода.


19. Подарки с других предприятий.


20. Макеты двигателей.


21.


Примеры некоторых двигателей:

22. Турбовинтовой двигатель НК-4 создан в 1956 году. Взлётная мощность 4000 л. с.


23. Турбовинтовой двигатель НК-12, взлетная мощность 15000 л.с., масса 3065 кг, испытан в 1958 году.


24. Турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой НК-321. Тяга на взлетном режиме 25000 кгс, масса 3650 кг, длинна 7453 мм, испытан 1983 году.


25. Экраноплан "Орленок" был создан в Нижнем Новгороде в "ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Алексеева" в 1972 году для быстрой переброски десанта. На "Орленке" было установлено два двигателя НК-8-4К и один НК-12МК.


26. Жидкостный ракетный двигатель многоразового действия НК-33 был предназначен для первых ступеней лунного комплекса Н-1. Советская программа лунных пилотируемых полётов — ряд проектов, имевших своей целью исследование Луны с помощью пилотируемых космических кораблей. Программа была важным элементом советской космической программы и длительное время была титульным проектом по своему значению и приоритетности. Но соперничество между разными конструкторскими бюро и плохая координация лунной программы со стороны советского правительства привели к ненужному распылению сил и средств, что стало одной из причин, по которым пилотируемые полёты к Луне и на Луну в СССР так и не состоялись. Вышло постановление уничтожить двигатели НК-33, но Н. Кузнецов, на свой страх и риск спрятал их в одном из цехов. Сегодня, спустя десятки лет хранения, двигатели находятся в рабочем состоянии и вызывают восхищение у современных конструкторов. Часть двигателей недавно продана американцам, где после модификации их планируется использовать на ракетах-носителях.


27. Макет стратигического бомбардировщика-ракетоносца ТУ-160 с двигателями НК-32


28.


29. Макет самолета ТУ-154


30. Огромная книга почета, куда вписаны лучшие работники завода.


31. Первая запись сделана в 1948 году.


32. С октября 1946 года по декабрь 1953 года на заводе находились немецкие специалисты (инженерно-технические работники) авиадвигательных фирм «Юнкерс», «БМВ» и «Аскания» с семьями. Совместно с конструкторами предприятия они работали над совершенствованием воздушно-реактивных двигателей 004 (на базе ЮМО-004), 012Б (на базе ЮМО-012), 003С (на базе БМВ-003) и турбовинтового двигателя 022 (на базе ЮМО-022). Часть экспозиции посвящена немецким специалистам.


33. Условия для работы и проживания немецких специалистов были созданы весьма неплохие- они получали высокую зарплату, деньги позволялось переводить в Германию по выгодному курсу, разрешалось выписывать с Германии газеты и журналы, посылать и получать посылки, для детей было организовано обучение на немецком языке.


34.


35. На первомайской демонстрации.


36. Совместные соревнования.


37. Немцам нравилась Волга и красота этих мест.


38. На первомайской демонстрации.


39.


40. В пионерском лагере.


41. Печатная машинка немецких специалистов.


42. Описание турбовинтового двигателя 022 (технический руководитель доктор Шайбе) 1950 год.


43. Двигатель НК-93 (макет двигателя в центре на фото) предназначается для магистральных самолётов средней и большой дальности Ил-96, Ту-204 и перспективного грузового Ту-330. НК-93 начали разрабатывать в конце 80-х годов, а в 1993-м предполагалось ввести его в эксплуатацию. С 1998 года к освоению НК-93 подключилось Казанское моторостроительное производственное объединение (КМПО), в кооперации с ОАО «Моторостроитель» (сейчас ОАО «Кузнецов»), ОАО «Металлист — Самара» и ОАО «НПП Аэросила», но из-за отсутствия финансирования работы были завершены в 2004 году. В настоящее время КМПО освоило серийный выпуск наземного двигателя НК-38СТ, который является прототипом НК-93.


44. На предприятии выпускалась газета "Маяк".


45. Глобус Н. Кузнецова


46. Разные сувениры и подарки.


47. Фото, подаренное музею от инженерно-технической службы авиабазы в Энгельсе (2008 год)


Спасибо пресс-службе ОАО "Кузнецов" за возможность посетить музей.



Больше интересного можно найти в (КАТАЛОГЕ ВСЕХ МОИХ ФОТОРЕПОРТАЖЕЙ)
Я в соц. сетях (ВКОНТАКТЕ) (В ФЕЙСБУКЕ)
Tags: 2013, Самара, история, музеи, промышленность
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Самара: поселок Управленческий

    Поселок Управленческий - административный центр Красноглинского района Самары. Свою историю поселок ведет с 1937 года, когда решением Совнаркома было…

  • Самара: поселок Управленческий на фото 1950-1960 годов

    Поселок городского типа Управленческий - административный центр Красноглинского района города Самара. Первыми постройками на месте нынешнего поселка…

  • Самара: ОАО "Кузнецов"

    100 лет - приличный возраст для любого предприятия и именно столько отметило этой осенью открытое акционерное общество "Кузнецов", что находится в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →