?

Log in

No account? Create an account

chronograph


Фотоблог Вадима Кондратьева

Самарская область и Поволжье


Previous Entry Share Next Entry
Самара: история пос. Управленческий в воспоминаниях С. А. Абрамова
chronograph
Мне продолжают присылать материалы по истории Самарской области, это хорошо. Предлагаю почитать воспоминания и размышления Сергея Александровича Абрамова об истории поселка Управленческий г. Самары. Сейчас Сергей Александрович живёт в Санкт-Петербурге. Сергей Александрович пишет о себе: "В пос. Управленческий я жил с января 1939 г по июль 1946 г. После окончания местной школы уехал в Ленинград учиться дальше. Потянула морская романтика. Потом приезжал на Управленческий и Красную Глинку в летние каникулы. Затем в некоторые отпуска, пока были живы родители. Последний раз был в этих местах в марте 1987 г. на похоронах отца. Мать умерла раньше, в 1959 г. Оставались в посёлке и мои друзья, с которыми тоже имел связь. Сейчас осталась в живых только одна моя одноклассница, других уже нет, забрало время. С ней переписываюсь, и перезваниваемся по телефону. Многое помню из прошлого в истории посёлка".



О фотографиях: своих очень мало, да и то они семейные или для участников запечатлённых событий. Очень большую подмогу в отношении фотографий сотворил один из немецких специалистов - Гюнтер Шпор (Gunter Spohr), живший на Управленческом с 1946 по 1953 годы. Он сделал очень много фотографий в поселке и его окрестностях. Почти все видовые фотографии Гюнтера мне очень знакомы и близки, так что я буду их приводить в качестве иллюстраций с моими комментариями.

В начале было...

Цивилизованное освоение этих мест начинается с землеустройства, с прокладки просек. Они имеют разную протяжённость, но все ориентированы строго по направлениям север – юг, и восток – запад. Когда их проложили, это вопрос. Было ли это казённым предприятием или во владении помещиков предстоит выяснять. Возможно с тех пор возникли названия улиц города: 1-я просека, 2-я просека, … 9-я просека. В последующих освоениях этих мест прорубленные ранее просеки использовались в качестве дорог. Самая старая из дорог, минуя просеки, была проложена из Самары в Красную Глинку, через лесной массив. Позже, как я полагаю, по трассе этой дороги было проложено Красноглинское шоссе. Была и другая сухопутная дорога, в обход Сокольих гор, через Старое и Новое Семейкино. Самара в начале XIX в. начала развиваться как город на пути больших дорог, а местечко Красная Глинка на берегу реки Волга, была в качестве дачного предместья города. Устье Коптева оврага было заселено, но было достаточно дикое, и городских жителей не привлекало. Местные жители этого места с давних времён для продажи ловили рыбу, для производства мясных и молочных продуктов разводили крупный рогатый скот. Этому способствовал рядом расположенный остров. На острове были хорошие пастбища для вольного выпаса. Из-за изолированности от суши на острове отсутствовали хищники и другие лесные животные способные занести опасную для скота инфекцию. Если в городе начиналась какая-либо стройка, и требовался камень, то его добывали в карьере в русле оврага, между устьями 2-го и 3-го отрогов. Карьер, как я помню, сохранялся до середины прошлого века, и во время СКГУ в нём камень не добывали. Достопримечательностью Коптева оврага является ещё одно геологическое образование – пещера.


Фото 1. На Зелёненьком острове, кроме зарослей ивовых кустарников у берега, в его середине были луга для пастбищ и сосновый бор. Эта флора на острове очень древняя.

В мою бытность в этих местах в начале 1940-х годов никто никогда не высказывал её название – пещера Братьев Греве. Кто они такие, в чём их заслуга? Дети самарского аптекаря. Один гимназист, другой студент-медик в Москве. Проявили интерес к пещере, и несколько раз посетили её. В один из разов привезли краску и, использовав какую-то лестницу, написали крупно своё факсимиле. Ну и что же, я тоже когда-то нацарапал гвоздём на стене пещеры свои инициалы. Многие так делают, посещая это место. Они первые её описали. Описали, было бы что. Описали в самарской газете поверхностное впечатление об увиденном в пределах 10 – 15 м от её входа. В 1920-х годах о надписи в пещере упомянул ученый П. Преображенский. Если же учёный упомянул об этой надписи, то «это важно», и понеслось. А почему? На большинстве сайтов Интернета расписывается история братьев, а о действительных исследователях этой пещеры, спелеологах и археологах – ни слова. Хотелось бы, чтобы компетентное лицо, занимающееся историей Самарского края и топонимикой, навёл бы в этом вопросе порядок.


Фото 2. Местность около пещеры

Строительство порохового завода

Правительством Николая II было принято решение о строительстве новых заводов для производства артиллерийского пороха и другой взрывчатки совершенного качества и по новейшей технологии. Было намечено строительство нескольких заводов и в разных районах России. Два места были выбраны вблизи Самары. Одно место было выбрано в 1909 году в Самарском уезде между сёлами Титовка и Губашево, вдоль железной дороги. 15 сентября 1911 г. была открыта первая очередь завода. Это считается датой основания посёлка. Название ему дали по имени руководителя строительных работ, полковника Иващенкова, теперь это город Чапаевск. Другое место для строительства завода было выбрано скрытное, в лесном массиве, в верховье Коптева оврага. В качестве коммуникаций предполагались два пути. Один из них красноглинская лесная дорога, другой путь водный по реке до устья Коптева оврага. Но вот беда, путь от устья оврага до его верховья оказался ненадёжным. Весной дорога размывалась бурными потоками вешних талых вод, а в летний период такими же бурными потоками августовских ливневых дождей. Чтобы избежать размывания решили построить дорогу через верх, в обход всех четырёх правых ответвлений оврага.



Фото 3. Любая наезженная дорога по руслу оврага размывается потоками вешних вод или от летних ливней.



Фото 4.

05
Фото 5. Для подъёма и спуска повозок по крутому склону была построена извилистая дорога в семь виражей. На снимке начало дороги в верхней её части.


Фото 6. На снимке изображены сверху 3-й, 4-й, 5-й и 6-й виражи дороги.


Фото 7. Здесь, у высокой каменной стены 5-й и 6-й виражи. На внешней стороне этой стены изображена памятная дата её постройки - 1917.


Фото 8. Последний 7-й вираж дороги. Обогнув гору, дорога пройдёт уже через посёлок


Фото 9. Поселок у Волги


Фото 10. Нижняя часть дороги проходит к берегу


Фото 11. Участок дороги от Винтовой до кочегарки отопления Здравницы. На снимке начало дороги в верхней её части. Верхняя дорога на участке от Винтовой до выхода к просеке по ул. Лазо частично была покрыта булыжной мостовой. Как мне сообщили: это подтверждается при рытье траншей для укладки водопроводной сети. На заднем плане видно строение с крутой крышей. Это коттедж, построенный в 1940 г., перед закрытием СКГУ, в конце ул. Симферопольской. Из всего посёлка коттеджей остался один.


Фото 12. Участок верхней дороги. Слева над дорогой стены кочегарки отопления Здравницы. Впереди идущей машины дорога разветвляется. Влево наверх дорога ведёт к домам «на горке», а вправо к соединению с ул. Лазо. По дороге идёт Гюнтер Шпор. Мальчик, который постарше, его сын. (прим. 1952 г.)


Фото 13. Производится постепенная засыпка оврага. Уже построено много каменных домов вдоль ул. Симферопольской, а овраг всё существует.

Дальше дорога шла по просеке, по которой теперь проложена ул. Лазо до поворота вправо по ул. Симферопольской. Фактически дорога проходила на 30–40 м правее проезжей части ул. Симферопольской, буквально в 10 – 15 м от края оврага. Дорога от просеки по ул. Лазо, вдоль края оврага до 1939 г. проходила через лес и была обычной грунтовкой. Такой я её запомнил весной 1939 г. После пересечения просеки, по которой теперь проложена ул. Кузнецова, дорога уходила под уклон в сторону основного русла Коптева оврага, до поворота на современную ул. Крайнюю. Какой красивый был здесь вдоль дороги дубовый лес. Внизу мелкого подлеска почти не было, крупные деревья стояли не густо, и кроны их были очень раскидисты. Лес был вырублен на дрова осенью 1941 г. Дорога к строительству порохового завода продолжалась до просеки, по которой теперь проложена ул. Коптевская. Дальше, по ул. Коптевской дорога пролегала в сторону основного русла оврага. Через 150 – 200 м после поворота, слевой стороны дороги начиналась стройка. Остатки руин от этой стройки сохранялись до 1946 г. Конечно, к началу 40-х годов руины, из-за большой выемки кирпича из сооружённой кладки стали трудно узнаваемы. Строительство завода прекратили в начале августа 1914 г. в связи с началом Первой мировой войны. На ведение дальнейшего строительства в казне нехватало средств, а строители были мобилизованы в армию. Продолжали строительство только в Иващенково. В итоге от строительства в Коптевом овраге осталась никому не нужные Винтовая дорога у берега Волги, грунтовая дорога к месту строительства завода, и начало строительства здания завода.

Берёзовая Роща и Хутора

Ещё в начале века в верховье Коптева оврага, на левой его стороне были найдены залежи красной глины. Благодаря этому, один предприимчивый человек из Самары решил в этом месте развернуть производство строительного кирпича и черепицы. Это происходило предположительно в 1925 году, во времена НЭП (Новая экономическая политика). Предприниматель нанял рабочих и начал строительство в начале экспериментальных печей. Строительный кирпич для этого дела добывали, разбирая кладки заброшенной постройки порохового завода. Отсюда же добывали кирпич и для других нужд. Для временного проживания рабочего люда был создан палаточный лагерь. Для этого между двумя смежными левыми отрогами от основного русла оврага вырубили продолговатую поляну. Вдоль поляны, от подъёма со стороны основного русла до ближайшей просеки вдоль оврага, проходила тропа. По обе стороны этой тропы были расставлены большие армейские палатки. Каждую палатку для защиты от дождевых луж окаймили земляным валом. Вокруг лагеря в два ряда высадили саженцы берёзы. Так возникла очень известная теперь Берёзовая роща. Для снабжения рабочих продуктами и разными промтоварами был построен у края просеки, по которой проходила дорога в Барбошину поляну, добротный дом для магазина. С обратной стороны магазина по косогору, в сторону стоящихся печей, проложили тропу. Печи строили на краю поляны между основным руслом оврага и подъёмом в лагерь, в склоне под тропой. Но производство просуществовало недолго, всвязи с провозглашением в стране политики "индустриализации и коллективизации" НЭП был свёрнут и всякое частное промышленное предпринимательство было запрещено. Производственный задел остался брошенным, а дом из под магазина перешёл в собственность государственному Самарскому лесхозу. Оставшийся рабочий люд разъехался кто куда. Некоторые вернулись на свои прежние места, а другим, которым некуда было податься, остались здесь, как я предполагаю, обосновались в хуторах. Одни отдельно, сами по себе, другие группой. Для кладки бытовых печей брали кирпич оттуда же, с недостроенного завода.

0110
Фото 14. Березовая роща. Снимок сделан ориентировочно в 1947 – 1953 гг. К этому времени деревья достигли 21 – 25 летнего возраста. Этот возраст примерно соответствует толщине стволов. Роща никак не могла быть посажена до 1917 г. какой-нибудь помещицей или курсантами пехотного училища в начале 40-х годов.

Семья Макаркиных оборудовала в низинке для своего жилья землянку, начали обзаводиться хозяйством. На свободной земле раскопали огород, приобрели мелкую живность, кур, овец. Потом купили корову. С конца 1941 года я знал их. Хозяйка иной раз приносила нам домой молоко, а хозяин был совсем немощен, из своего жилья не выходил, и я его никогда не видел. Бывало, зимой проходил на лыжах по дороге мимо их землянки. Было видно, где она. Из сугроба торчала дымовая железная труба. Из трубы дым идёт значит, живы старики. В одну из зимних ночей начала 1943 г. Макаркиных ограбили и убили и этот хутор перестал существовать. Другая семья по фамилии созвучной с Семакины или Семыкины, не помню, обосновалась в самом верховье оврага, на его правой стороне, в 50 м от русла. Семья была многолюдной и состояла, в основном из взрослых. Многие объединились в группу и обосновали в 1 -1,5 км дальше свой хутор Горелый. На хуторе жило много семей, ребятишек-школьников тоже было много. От младших классов до старших было около десятка. В школу и обратно ходили они всей группой от мала до велика. Младшие дожидались старших, когда у тех закончатся занятия. До школы добирались дорогой пешком через лес. Зимой на лыжах. До школы добирались в любую погоду. Снежная пурга и метель их не останавливала. Меж собой они все были очень дружны. Дом, бывший магазин, отошедший в собственность к лесхозу, был предоставлен для заселения лесничему Брюхину Александру с семьёй - жена Екатерина и сын Геннадий.

0310
Фото 15. Такая одежда ребятишек была в то время обычной. Обновку было купить сложно. У меня, к примеру, была овчинная шубка «барчатка». Мне её купили к поступлению в школу в 1936 г., когда мне было 7 лет. Я её носил до окончания зимы 1943 года. Мало того, что я из неё к тому времени вырос, моя любимая собака (овчарка) постоянно её рвала.

Здравница

В 1927 году по Волге шёл пароход. Среди его пассажиров была группа людей во главе с всесоюзным старостой, Михаилом Ивановичем Калининым. Любовались проходящими мимо красотами волжских берегов. Вдруг их привлёк вид с необычными каменными стенами. «Что за крепости турецкие здесь?» воскликнул кто-то. Решили остановиться, сойти на берег и посмотреть. Поднялись по дороге к стене. Видят–обычная горная дорога, и стены для укрепления грунта, чтобы не осыпался. Когда поднялись наверх восхитились, увидев волжские дали. «А не плохо бы построить здесь дом отдыха для работников Совнаркома», предложил Михаил Иванович. После его предложения закипела работа. Начали строить сказочный дворец. В течение 1927–1933 гг. дом отдыха был построен, в народе его называли Здравницей. Воспрянула жизнь и на хуторах. Появились покупатели продукции с хозяйств хуторян. Построенная Здравница описана многими авторами, повторяться не буду, но дополню. Сторона комплекса зданий Здравницы, обращённая к югу была оформлена в виде большой террасы с колоннами. Её архитектура обладала удивительными свойствами. Я это ощущал на себе. Это был эффект контраста больших и малых размеров. При выходе на террасу были видны сопоставимые простор уходящих далей и массивные колонны. Колонны были в сечении квадратными со стороной 1,2-1,5 м. В то же время ближайшие предметы привычных размеров и ощущение самого себя казались очень маленькими. Для отопления здравницы и для обеспечения горячей водой была построена кочегарка. В начале она работала на дровах, позже её перевели на уголь.

0111
Фото 16. На снимке представлены памятные вехи истории: Здравница, справа и позади неё барак для проживания обслуживающего персонала, деревянная лестница в 720 ступеней, Винтовая дорога со стенами для укрепления грунта. Теперь этого ничего нет, здесь планируется построить дорогие коттеджи.

0305
Фото 17. Многие хотели на память запечатлеть себя на фоне изящной Здравницы и рядом с внушительной стеной у дороги.

Для проживания персонала обсуживающего Здравницу были построены два деревянных 2-хэтажных здания барачного типа. Их потом называли «Дома на горке». Вдоль каждого из этих домов были длинные коридоры. По бокам этих коридоров были двери в жилые комнаты. В одном конце коридора была общая кухня с большой плитой. В другом конце коридора были туалеты с надписями на дверях «М» и «Ж». Для специалистов и рядовых сотрудников персонала Здравницы разграничения не было. Было всё как в коммуне, для всех всё одинаково. Здравница в ведении правительственных органов была до закрытия СКГУ-38. С развитием Авиапрома в г. Куйбышеве здравницу передали в ведение МАП. С развалом Советского Союза и ликвидации МАП здание здравницы стало никому не нужно. Сейчас от здания бывшей Здравницы почти ничего не осталось.

СКГУ-38 (Строительство Куйбышевского Гидроузла 1938)

Настал ХХ век назрели другие события. «В 1910 году талантливый самарский инженер Г.М.Кржижановский обратился к царскому правительству с предложением построить гидростанцию на Волге у Жигулей. У него тут же объявились противники, епископ Самарский и Ставропольский Симеон. 9 июня 1913 года епископ отправил графу Орлову-Давыдову, которому принадлежали эти земли, проживавшему тогда в Сорренто, депешу: "... на Ваших потомственных исконных владениях прожектеры Самарского технического общества совместно с богоотступным инженером Кржижановским проектируют постройку плотины и большой электрической станции. Явите милость своим прибытием сохранить Божий мир в Жигулевских владениях и разрушить крамолу в зачатии". Епископ из-за своей неграмотности просчитался: «…призыв епископа не подействовал на графа, и он был готов продать свою землю, предвкушая неплохие дивиденды, но Первая мировая не позволила Кржижановскому получить от инвесторов деньги на этот масштабный инновационный проект». 10 августа 1937 года правительством было принято решение о строительстве ГЭС на Волге в створе Жигулёвских гор. Колесо завертелось. Вначале проектировалось создать в районе Жигулей две гидростанции и определили районы строек. В Красноглинском районе предполагалось строить плотину в створе Жигулёвских ворот, второе место - в районе Переволок. В последствии переволокский вариант затих, и всё внимание и силы были устремлены на строительстве плотины в Красноглинском районе. В этом районе тоже обособили две территории. Первая непосредственно в Красной Глинке, где наметили строить посёлок и развивать вспомогательные объекты гидростроя, и вторую территорию в районе Здравницы ВЦИКа. Тем более, что часть площади здания Здравницы по ходатайству Л. Берии было временно отдано в распоряжение НКВД для размещения Управления строительством. Начали строить посёлок для специалистов геологов, геодезистов, управленцев и прочих специалистов. В 1938 г. и начале 1939 г. он так и назывался - «Гелогический городок», в Управленческом районе. После 1939 г. его назвали посёлок «Управленческий». Кроме того, в близи посёлка строили резиденцию для технического руководителя стройки, Жука Сергея Яковлевича. Позже это строение, в память о бывшем сотруднике НКВД, переименовали в «дачу Успенского». Над устьем левого берега второго ответвления Коптева оврага (в конце ул Симферопольской) начали строить коттеджный посёлок для руководства будущей ГЭС.

Сразу после вынесения постановления о начале строительства было организовано Управление строительством, размещавшееся в «Доме Промышленности» на ул. Куйбышева. В частности, санитарный отдел строительства размещался на шестом этаже этого здания. Мама поступила туда работать в августе 1938 г. В последних числах декабря мама получила ордер на вселение в двухкомнатную квартиру в пос. Управленческий. Встречу Нового 1939 года и новоселье отметили одновременно. Пос. Управленческий и смежные с ним территории домов ЭМО, Красной Глинки до реки Сок, левый берег р. Сок, ближайших лесные хутора и селение Коптев овраг на берегу, всё это входило в Красноглинский район строительства и объявлено запретной зоной. Вход на территорию зоны мог быть только по прописке в паспорте или по пропуску, выдаваемого комендатурой. С расширением работ строительства увеличивался контингент основных строителей – заключённых.

0058
Фото 18. Первый лагерь был построен и заселен в устье Коптева оврага.

Потом был построен второй лагерь между совремёнными ул. Лазо и Красноглинским шоссе, и от ул. Ногина до просеки, являющейся продолжением ул. Коптевской в сторону Красноглинского шоссе. В этом же лагере была построена больница для заключённых и вольных граждан. Правда, для вольнонаёмных граждан было только хирургическое отделение. По остальным заболеваниям отправляли в город. В этом лагере была размещена основная рабочая сила строителей и коммунальная обслуга: уборка территорий, чистка общественных уборных, вывоз мусора из ящиков. Третий большой лагерь размещался на Красной Глинке. Он совмещался с конным парком, основной транспортной организацией того времени. Размещался он конце дороги, вправо перед въездом на деревянный мост, если ехать со стороны Управленческого. Там была и баня, работавшая по определённым дням для вольных граждан. Другой бани для населения в ближайшей округе не было. Четвёртый лагерь построили в том месте, где потом была школа ГУЛАГа. Этот лагерь после ликвидации СКГУ перешёл во владение УОС МВД, а после на его базе создали школу ГУЛАГа (ГУИН).

Вновь прибывшие заключённые были до этого строителями канала Москва-Волга. Многие заключённые, отличившиеся в труде, были награждены наградой – Почётный знак «Ударник Мосволгостроя». Основным материалом на строительстве была древесина. Брёвна доставляли в плотах в основном из бассейна реки Камы. Распиловка брёвен была наверху. Для подъёма брёвен наверх построили бремсберг. Это сооружение представляло собой деревянную эстакаду на крутом склоне горы. По длине эстакады были проложены узкоколейные ж/дорожные пути, по которым вверх-вниз двигались металлические тележки. Подъём осуществлялся лебёдкой и стальным тросом. Брёвна после подъёма сразу поступали на пилораму. Теперь на месте лесопилки размещена «Вертолётная площадка». Разборкой плотов, погрузкой брёвен на тележки, подъёмом и распиловкой на пилораме занимались заключённые из лагеря в Коптевом овраге, во время войны пленные немцы.

0236
Фото 19. Гипсовый карьер, бремсберг для подъёма камней, из которых после переработки получали строительный гипс – алебастр.

Сразу с объявлением о начале строительства, по мере привоза основной рабочей силы (заключённых) началось строительство посёлка - жилых домов и инфраструктуры (школа, столовая, клуб, медучреждения, уличные туалеты, сараи) Школу и столовую строили из кирпича, остальное деревянное или из заменителя – гипсоблоков. От начала строительства 10.08. 1937 до открытия школы прошло чуть больше года. За это время, без применения какой-либо механической техники, было возведено и сдано 4-хэтажное кирпичное здание школы №27. Я не могу представить этого темпа стройки. Вся "техника" тех условий была мощностью в "одну человеческую силу". Подъём наверх кирпичей и раствора производился на человеческих плечах по сооружённым лесам. В совремённых условиях только на ремонт этого здания потребовалось два года. Наверняка на эту стройку была затрачена не одна человеческая жизнь. Говорили, что строили заключённые – "враги народа", но они были простыми гражданами Советского Союза. А ярлык «враг народа» приклеивался тройками без суда к любому, в зависимости от потребности в рабочей силе. Теперь, когда многих реабилитировали, кто-нибудь из современников вспомнил о тех загубленных жизнях, плодами, которых теперь пользуются, не зная им цены? Пора бы почтить их память.

0177
Фото 20. Вид надворных построек внутри квартала 2

Медицинские учреждения для вольнонаёмных граждан строились, в основном, только амбулаторного типа: поликлиника, скорая помощь, аптека. Только один вид стационара был предусмотрен для женщин – родильное отделение санчасти.
В 1940 году от ж/дорожной ст. Зубчаниновка до Красной Глинки была проложена железная дорога. Конечной станцией была Красная Глинка. Слышал, что она сгорела в 2011 г. Очень бы хотел, чтобы её восстановили, даже просто как музей о тех временах. В память о том времени остался ж/дорожный мост через лощину перед станцией. Сбоку этого моста есть надпись СКГУ-38. К 1939 г. в посёлке, кроме жилых домов и школы, был построен клуб. В этом клубе творилась вся культурная жизнь посёлка. В нём смотрели новые фильмы, ставили самодеятельные спектакли, проводили торжественные заседания, смотрели и слушали концерты приезжих артистов. Весной 1939 строительство жилых деревянных домов продолжалось, но и во всю строилось здание для Управления. Оно возводилось каменным, двухэтажным слева от дороги, если идти по ул. Кузнецова от пересечения с ул. 8 марта и дальше на запад.

0142
Фото 21. Клуб, местный центр культуры. Одноэтажное деревянное здание, размещалось напротив проходной к ГТЛ, а затем завода. Снесён.

После схода снега и просыхания дорог начали производить их покрытие. Все дороги к этому времени были простыми грунтовыми. Единственный главный проезд (ул. Лазо - от Симферопольской до поворота к здравнице) был прикатан щебёнкой. В первую очередь покрыли центральный проезд, теперь это ул. Лазо. Потом покрыли проезды между кварталами 2-м и 5-м и вдоль 4-го квартала – ул. Парижской коммуны. Потом покрыли дорогу от ул. Лазо до Здравницы. Нам же мальчишкам новое гладкое покрытие дорог доставило много удовольствия. Каждый, по возможности, старался смастерить себе самокат. Сложность в этом состояла в добыче пары шарикоподшипников нужного размера. С этой целью атаковывались имеющиеся автобазы, где выпрашивали использованные подшипники. А дальше конструкция проста: две доски с вделанными на концах подшипниками и дверной шарнир для соединения досок и выполнения поворотного устройства. В результате ватага мальчишек на гремящих по асфальту самокатах весело съезжала под уклон. Проезд под уклон до Здравницы доставлял большое удовольствие. Возвращение было утомительным, но оно было ничто по сравнению с полученным удовольствием.

0167
Фото 22. Перевод: «Таяние снега на Главной улице, соответственно, к концу апреля.» В весенней распутице, всё перемешалось грузовики и люди, негде ни проехать, ни пройти.

В августе-сентябре, не помню точно, 1939 г. начали строить местный парк отдыха. Параллельно существующей просеке (по ул. Кунецова), отступив около 75 м к северу, прорубили ещё просеку длиной около 400 м. и шириной около 30 м. В западном конце просеки построили летний кинотеатр, примерно на 20х30 посадочных мест. Напротив входа в кинотеатр, в расстоянии 30 м построили красивую ажурную беседку для буфета. Вечером, во время гуляний, здесь предполагалась продажа пива. Вдоль всей просеки, по её центру была проложена цветочная клумба. Клумба прерывалась через каждые 25 – 30 м для прохода с одной стороны на другую. По обе стороны клумбы были проложены пешеходные дорожки шириной около 2,5 м. Дорожки были посыпаны песком. В цветочную клумбу, в разные её участки высаживали белый душистый табак или бегонии. В центре просеки, на её северной стороне росла группа больших берёз и среди них был сооружён деревянный помост для танцплощадки.

Сообщение с городом было автобусное. В летнее время добраться до города и обратно также можно было водным путём. До 1941 г. курсировали по маршруту колёсные пароходы. Позже от канала Москва-Волга прислали несколько дизельных теплоходов. Их прозвали речными трамваями. Для посадки и высадки пассажиров суда причаливали к пристани-дебаркадеру.

0078
Фото 23. Пристань-дебаркадер местного пароходного сообщения "Коптев овраг".

В связи с дефицитом продуктов в пос. Управленческий появились так называемые «Заборные карточки», или «Заборные книжки», не помню точно. Она представляла собой сложенный пополам картон форматом примерно 80Х120 мм. Карточки были действительны только на территории пос. Управленческий и Кр. Глинка. В городе они не были предусмотрены. Дефицитными продуктами становились сахар, масло сливочное и растительное, сыр, макаронные изделия, некоторые крупы, мясо, колбаса. Заборные карточки просуществовали на Управленческом до введения во время войны карточной системы по всей стране.

Во время СКГУ въезд в запретную зону Красноглинского р-на (посёлки Управленческий, Кр. Глинка, Коптев овраг и ближайшая округа с хуторами) был закрыт. КП с шлагбаумом было при въезде со стороны города, после спуска с горы у развилки дорог и на пристани. Лиц, не имеющих пропусков или местной прописки в паспорте высаживали и отправляли обратно попутным транспортом. Пропуск на право въезда в зону давал комендант строительства, помещавшийся в «Доме Промышленности». Запрет въезда был снят при закрытии СКГУ. В общем, жизнь в этой запретной зоне для легализованных граждан была лучше, чем в городе, и в общем то, лучше, чем по всей стране, и они дорожили своей работой. Нарушителей режима увольняли с работы и выселяли за пределы зоны.

В 1940 году все рабочие силы со стройки Куйбышевского гидроузла (приказ Л. Берии от 11 октября 1940 г.) были переброшены для постройки авиационных заводов в Куйбышеве, для достройки Безымянской и Куйбышевской ТЭЦ, механического и кирпичного заводов и жилых зданий в Куйбышеве, необходимых для авиационных заводов. Мой отец в то время был откомандирован в Вытегорстрой. Строители с Управленческого уехали, а в освободившиеся помещения разместили пехотное училище из Казани. После закрытия СКГУ и отъезда сотрудников на другие стройки, освободившиеся помещения: здание ангарного типа (ГТЛ – гидротехническая лаборатория), только что построенное здание управления строительством, дома в конце 8-го квартала – казармы ВОХР, всё было занято пехотным училищем. Первое для арсенала (точнее для вещевого склада, оружия в училище было мало), второе для штаба, третье для размещения курсантов.

Продолжение тут http://chronograph.livejournal.com/174411.html


посмотрите также КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ЗАПИСЕЙ
Я в соц. сетях (ВКОНТАКТЕ) (В ФЕЙСБУКЕ)

  • 1
Интересно. Очень нравится стиль повествования.
На Управе бываю обычно проездом, теперь возникло желание пройтись более осознанно, представить как все менялось со временем.

Ничего не знала об этом. Спасибо.

Взять вот так одним махом порушить легенду Березовой рощи...
16 фото здравницы отличное - и качество редкое, и ракурс тоже.

1.11.14 сплав Коптев овраг-Студеный овраг

Пользователь npanop1945 сослался на вашу запись в своей записи «1.11.14 сплав Коптев овраг-Студеный овраг» в контексте: [...] В тех местах много чего интересного происходило http://chronograph.livejournal.com/173954.html [...]

История Самары: пос. Управленческий 1946-1953 годов

Пользователь starkov_blues сослался на вашу запись в своей записи «История Самары: пос. Управленческий 1946-1953 годов» в контексте: [...] САМАРА: ПОС. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ В ВОСПОМИНАНИЯХ С.АБРАМОВА, ЧАСТЬ 1 [...]

Фамилия Семавин (вернее, что-то близкое) здесь упоминается. На Управе жил тогда мой папа (39 г.р.) - Семавин Владимир - с мамой и родственниками. Может, это о них????

ничего не могу сказать по этому поводу, текст не мой.

История Самары: пос. Управленческий 1946-1953 годов

Пользователь apdance1 сослался на вашу запись в своей записи «История Самары: пос. Управленческий 1946-1953 годов» в контексте: [...] САМАРА: ПОС. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ В ВОСПОМИНАНИЯХ С.АБРАМОВА, ЧАСТЬ 1 [...]

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Вадим, по поводу фото №7.
Документы из архива - с ними не поспоришь.
"" САМАРСКИЙ ПОРОХОВОЙ ЗАВОД ГЛАВНОГО АРТИЛЛЕРИЙСКОГО УПРАВЛЕНИЯ(1916 – 1918)
Фонд: Р-2733
Ед.хранения: 38
Дата: 1918-1919
24 мая 1916 г. постановлением Совета Министров принято решение о
строительстве 5-го порохового завода в г. Самаре.
К моменту ликвидации в 1918 г. завод не был достроен и к выпуску
продукции не приступал.
Ликвидирован в соответствие с постановлением губернского исполкома
СНХ от 19 октября 1918 г.
Поступил на хранение в 1937 г. ""
Ещё больше информации по строительству завода в книге "Управленческий" Станислава Алексеевича Ильинского.
К тому же на декабрь 2016 года и стена стоит, и таблички висят на месте.


спасибо, исправил. Текст не мой.

  • 1