?

Log in

No account? Create an account

chronograph


Фотоблог Вадима Кондратьева

Самарская область и Поволжье


Previous Entry Share Next Entry
Самара: история пос. Управленческий в воспоминаниях С. А. Абрамова, часть №2
chronograph
Продолжение воспоминаний и размышлений Сергея Александровича Абрамова об истории поселка Управленческий г. Самары

00-2

Война

В конце июля – начале августа 1941 г. в пос. Управленческий был эвакуирован из города Киева завод им. Артема №455. В ноябре этого же года к нему присоединили еще один эвакуированный завод из города Москвы. Так образовалось новое предприятие, которое стало называться завод им. С. М. Кирова №145. В современных сообщениях пишется о том, что был создан сверхсекретный авиационный завод. Ничего подобного. В годы войны завод №145 выпускали турельные установки для авиационных пулеметов, кассеты для бомб, зажигательные баки, гильзосборники и понтоны для переправы техники. В последних числах июля 1941 г. я был вызван в школу. Там нам объявили, что связи с массовой мобилизацией мужского населения в армию в колхозах стало не кому работать. По этой причине нужно было на следующий день утром явиться в школу с едой на два дня и туалетными принадлежностями. Сказали, что будем отправлены для работы в колхоз. На следующее утро нас, человек 50–60, собравшихся у школы, повели к пристани, посадили на пароход и в сопровождении нескольких учителей отправили в Гаврилову поляну. Там в местной школе нас поселили в классных комнатах. Спали мы на соломенных тюфяках. Работали на прополке полей и на уборке сена. За неделю до начала занятий мы вернулись домой. В моё отсутствие родители переехали в дом напротив школы. В конце лета 1942 года к нам приехала семья брата отца. Они были эвакуированы из блокадного Ленинграда. Выбирались они из города на каком-то судне через Ладожское озеро. Дальше по «большой земле» до Куйбышева ехали поездом. По дороге умирало много людей, не выдержавших после блокадной голодовки пищи больше, чем они привыкли. Поскольку детей в посёлке прибавилось, количество учеников тоже, в школе ввели занятия в две смены. Я попал во вторую смену. Приезжали к нам в посёлок и знаменитые артисты. Помню концерт Клавочки Шульженко.

Во время летних каникул нас нагружали всякими работами. Заготавливали дрова в лесу. На группу из двух мальчиков и двух девочек была норма. За смену свалить деревья, обрубить сучья, стволы распилить на двух метровки и сложить их в штабель. Представитель лесхоза обмерял штабель и отмечал выполненную работу в журнале. Если штабель не достигал высоты в 1,1 м, то приёмщик заставлял докладывать. За выполненную работу получали вознаграждение по 0,5 л молока и по 250-300 г хлеба. На работы в лес посылали и малышей из младших классов. Они ходили на работу в лес всем классом под руководством своей учительницы. Им вменялось обязанность собирать кору бересклета. Кора стеблей этих кустарников якобы содержал каучук, необходимый для оборонной промышленности. Кроме трудовой повинности была и военная. В июне 1943 я с группой одноклассников был направлен на военные сборы в г. Ставрополь, в июне 1944 в одну из деревень близ Сызрани. Сборы сроком на месяц, по 250–300 человек школьников из городских школ организовывал горвоенкомат. Возили нас туда и обратно от городской пристани на арендованном пароходе. Обучали нас по курсу молодого бойца. Обучали хождению строем, строевым приёмам с винтовкой, рытью окопа, приемам штыкового боя, рукопашному бою в атаке. Стрельбам не обучали, экономили боезапас. Нагрузку в строевой подготовке у многих обувь не выдерживала. Последние неделю – полторы приходилось маршировать босиком. Отсутствие обуви от строевых занятий не освобождало.

Послевоенные годы

0250
Фото 1. Послевоенная жизнь постепенно вошла в своё обычное русло.

С лета 1946 года, предполагался скорый приезд специалистов из Германии. Для их расселения начали освобождать жилой фонд в домах 2-го квартала (между улицами Парижской коммуны и 8-е марта, и ул. Лазо и Кузнецова, в то время названий улиц ещё не было). Освобождали отдельные дома и квартиры в других кварталах. Кроме того, для увеличения площади жилого фонда начали строить одноэтажные сборные дома на две квартиры. При каждом доме предполагался приусадебный участок. Эти дома строили скученно, на одной территории на бывших вырубках, между просекой (ул. Кузнецова) и дорогой (ул. Крайняя), и между дорогой (ул. Симферопольская) и просекой (ул. Коптевская). Поскольку эти дома строились по финскому проекту, и детали домов, возможно, поставлялись оттуда, то строящийся посёлок получил название «Финский». Часть этих домов заселяли местными жителями, выселенных из квартир, часть (по желанию) немцами. Немецкие и русские семьи жили близко друг от друга и дети меж собой часто контактировали в разных общих играх. При общении дети быстро перенимали друг от друга разговорный язык. Русские дети быстро научились говорить по-немецки, немецкие дети по-русски. В школьных занятиях младшие классы приходилось обособлять, и проводить занятия на их родном языке. Старшие классы были смешаны. Затем всё-таки организовали на Управленческом немецкую школу. В какую школу она превратилась со второй половины 1953 г. не знаю.

0381
Фото 2. Практические занятия по физике. Раздел Электричество. Сборка последовательной цепи и эксперименты.

Для молодёжи в парке на танцплощадке или в клубе устраивались танцы. Для танцев играл заводской духовой оркестр. Это было для них репетицией и дополнительный заработок. В перерывах крутили граммофонные пластинки. Для звуковоспроизведения использовались звуковые колонки и усилитель от узкоплёночной передвижной киноаппаратуры. Ни о каких аккордеонах и патефонах, упоминаемых в некоторых сообщениях я не слышал. Во время танцев русские парни и немецкие девушки, или наоборот, могли танцевать в паре, даже по нескольку раз. Ни в коем случае не разрешалось провожать немецкую девушку, или немцу русскую девушку до её дома. Это было нарушением внутреннего режима, действующего в посёлке. Политически это расценивалось как незаконная связь с иностранцами. Рассказывали, что вскрывались единичные случаи «сожительства». Нарушителя режима с русской стороны увольняли с работы и выселяли из посёлка в 24 часа.

Немцам также выделялась земля для огородов. Они обзаводились в своих хозяйствах и живностью, козами и курами. В немецких семьях обычно работал только man, frau занималась домашним хозяйством. Как говорили про них: у frau одна забота – kuchen, kirchen und kinder. Поскольку у фрау никакой кирхен не было, то они проводили время вязанием носков-гольфиков для своих детей. В конце рабочего дня можно было наблюдать картину: мэн идёт с работы, а его фрау в сопровождении группы киндер его встречает. Через некоторое время, мэн, перекусив, взяв на плечо лопату, тяпку или грабли, шагает на свой огородный участок.

0263
Фото 3. Финский посёлок. На улице играют дети русские и немецкие, все вместе, кто их разберёт.

0293
Фото 4. Немецкие дети на прогулке на природе в русле Коптева оврага. И у малышей, и у тех, кто постарше на ногах белые гольфики, связанные их мамой.

Немецкая культура не везде воспринималась одинаково. К их внешнему виду в коротких бриджах или шортах и гольфах местные жители привыкли и не обращали на них внимания. Группа немецких граждан в выходной день решила съездить в город Куйбышев. Приехали в город в обычном для себя виде, и вышли из автобуса где-то в центре города. Их сразу их обступила толпа зевак и не давала никуда пройти. Что за невидаль такая. То ли штаны на мужиках одеты, то ли не штаны? К немцам подошёл милиционер, проверил документы. Убедившись, что всё в порядке, посоветовал им возвратиться домой и приезжать в город в привычной для горожан одежде. Вот таков случился конфуз. Некоторые немецкие семьи в выходные дни проводили время на Волге, занимаясь рыбалкой, или просто загорали на пляжах Зелёненького острова. Такой благодати на земле в Германии они не знали. Говорят, им так понравились здешние места, что когда пришла пора возвращаться в Германию, то многие хотели остаться, но тогда закон этого не разрешал.

Далее немного фотографий и комментарии к ним


Фото 5. На заднем плане недостроенный коттеджный посёлок, на переднем плане, на недострой наступает новое строительство – «финский» посёлок.


Фото 6. Вид на нижний поселок и Здравницу.


Фото 7. Часть территории 2-го квартала. На заднем плане здание школы №27. Планировка застроек внутри жилого квартала. Напротив школы, через дорогу (ул. Парижской коммуны) во втором ряду деревянные двухэтажные жилые дома по 8 квартир в каждом. В первом ряду, начиная с ближней крыши – сарай, мусорный ящик, уборная, мусорный ящик, сарай. В первом доме, напротив школы, с сентября 1946 г. по 1950 г. жили мои родители и я.


Фото 8. Окна второго этажа за лестницей. За окном, которое прикрывает лестница, был чулан, превращённый в моё жильё. Следующие два окна из кухни. В последнее время крыши этих домов были покрыты гофрированным шифером, а изначально щепой. Щепа – деревянная пластина 12Х25 см, укладывалась в виде чешуи. Конечно, такая крыша была пожароопасная. Возгорание могло произойти от искры горящей сажи в дымовых трубах. Она горела большим искрящимся факелом, вырывающимся из трубы.Трубы нужно было регулярно чистить. Для этого каждый дом имел лестницу на крышу.


Фото 9. Перевод: Вид на рыбацкий поселок – бывший лагерь немецких пленных. Рукав Волги и Волга в направлении к Куйбышеву. В этом месте был лагерь советских заключённых, доставленных сюда для задела нулевого цикла большой стройки СКГУ-38. Они построили бремсберг для подъёма круглого леса наверх, от плотов к пилораме, разбирали плоты, разгружали из барж камень и обрабатывали его в камнедробилках, получая щебень разных размеров по назначению. Зимой чистили от снега Винтовую дорогу. Построили деревянную лестницу в 720 ступеней наверх. Работали на гипсовом карьере.


Фото 10. Плоты с деревом на Волге. На крышах домиков плотогонов на плотах обозначены поставщики этого леса. Плоты прибывали с бассейна реки Кама, где в обилии были ИТК МВД, занимающиеся лесоповалом и сборкой этих плотов.


Фото 11. Второе кирпичное здание, построенное СКГУ-38 – школа №27. Типовое 4-хэтажное здание с двумя флигельными трёхэтажными пристройками на концах. В левом флигеле на первом этаже был вестибюль, второй этаж столовая, третий – кабинет физики и помещение 10-го класса 1945-46 уч гг. В правом флигеле, на втором этаже был медпункт и актовый зал, в котором проводились праздничные мероприятия и уроки пения. Использование помещений 1-го и 3-го этажей этого флигеля не помню. В этом конце здания, со стороны двора, на первом этаже была квартира директора школы, Михаила Васильевича Дегтярёва. Он преподавал математику. В годы войны в коридоре четвёртого этажа, когда были введены уроки военной подготовки, было оборудовано стрельбище из малокалиберной винтовки. В правом конце коридора был смонтирован щит с пулеулавливателями. Стрельбы проводились после окончания занятий в классах этого этажа. Учили стрелять всех, с 5-го по 10-й классы. Поскольку водопровод в школе был, и руки помыть было можно, но нормальная канализациия отсутствовала. Сброс осуществлялся в ближайший овражек или выгребную яму общественной уборной во дворе. Поэтому, туалеты были только для преподавателей. Ученики пользовались уборной во дворе, в которую иной раз невозможно было зайти, некуда было ногой ступить. Примерно, то же самое было во всех общественных уборных во дворах посёлка.


Фото 12. С началом жилищной застройки посёлка, наряду с деревянными жилыми домами из бруса и двух зданий из кирпича были возведены две постройки из гипсо-стружечных блоков. Из таких блоков были сложены два здания и определены они были в основном для медицины. Только ? всей площади занимали органы местной советской и партийной власти. На снимке одно из таких зданий. На первом этаже, в торцовых комнатах справа размещался «Красный уголок» санчасти строительства. Остальную левую половину этажа занимала аптека. Поскольку в то время мало было готовых лекарственных форм, то их готовили из разных компонентов сами работники аптек согласно рецепту, выписанного врачом. Поэтому площади для фармацвтического поизводства требовалось больше. В правой части располагалась «Скорая помощь» и управление санчастью. Автомашин «Скорой помощи» в то время не было. Дежурный врач по скорой доставлялся к больному двухколёсной бричкой, запряжённой в одну лошадь, или зимой на санном возке. На втором этаже этого здания размещалось родильное отделение. Эта «родилка» была основана моей матерью Еленой Михайловной Гофман по поручению Санчасти строительства в декабре 1938 – январе 1939 гг. Мама уволилась по болезни в апреле 1959 г. Тех, кто родился на Управленческом за это время она считала своими приёмными внуками. Другое здание такого же типа было в продолжении первого вправо. На первом этаже того здания размещалась поликлиника, а на втором этаже местные власти. На первом плане снимка виден огород, который был вскопан весной 1942 г. Изго-товление изгороди огорода было моей обязанностью.


Фото 13. Первая постройка СКГУ-38 из кирпича - столовая для вольнонаёмных трудящихся. Здание столовой имело высокий зал с потолком под самую крышу, антресолью для оркестра и веранду для столиков на открытом воздухе. Производственное помещение для кулинарии размещалось во флигеле с обратной стороны здания. Веранда выходила в сторону неглубокой лощины, которая была верховьем второго правого ответвления Коптева оврага. Лощина продолжалась за дорогу по ул Лазо, где была низина. К 1950 г лощину засыпали и выровняли.


Фото 14. Здание столовой с обратной стороны. Теперь вместо веранды сооружено что-то непонятное. Во всяком случае первоначальную архитектуру испортили.


Фото 15. Фасад кирпичного жилого дома, обращённый фасадом к ул. Лазо. В народе его называли 56-ти квартирный дом. Его построили в 1939-1940 гг. На эту сторону дома были выведены три подъезда. Его первый этаж был отведён под магазины. Первый справа «Гастроном и бакалея», следующий влево «Книжный». Что размещалось в конце дома по этой стороне не помню. По фасаду ул. Симферопольской магазинов не было. Из моих знакомых в этом доме жили Слава Панов и моя одноклассница Катюша Елизаветина.


Фото 16. Клуб – центр культуры посёлка. Здание клуба было деревянным. Зал имел партер и амфитеатр. В партере было примерно 400 мест (в 20 рядах по 20 мест), в амфитеатре в 5 рядах по 15 мест. Фойе имело три части: центральную со стороны входа, здесь же размещались кассы; холл влево небольшой площади, здесь устраивались всякие выставки и зрители ожидали начала сеанса кино или представления приезжих артистов. В право был проход в туалеты и гримёрную. В клубе проводилась демонстрация кинофильмов, концерты и постановки приезжих артистов, иной раз выступление художественной самодеятельности гидростроителей или заводчан, или школьников. В одной из таких постановок участвовал и я. Ставили «Бориса Годунова». Художественным руководителем была Антонина Андриановна Салова. В праздничные дни в клубе проводились торжественные заседания, а в выборные компании выборы депутатов.


Фото 17. Последний шедевр СКГУ перед его закрытием. Летний кинотеатр в парке. Здесь смотрели летом все фильмы. Если фильм был интересный и билетов нехватало, то мальчишки смотрели фильм с ближайших деревьев. В демонстрировавшихся «Боевых киносборниках» я впервые познакомился с бравым солдатом Швейком.


Фото 18. Водное сообщение с городом. Вначале курсировали колёсные пароходы. Для мальчишек они представляли некую забаву. Во время стоянки парохода у пристани мальчишки карабкались на его верхнюю палубу и прыгали в воду.


Фото 19. С конца навигации 1940 г. канал Москва–Волга начал делиться своими плав-единицами. В Куйбышевское пароходство начали поступать дизельные теплоходы нового поколения. Люди назвали их речными трамвайчиками.


Фото 20. Дебаркадер – местная пристань «Коптев овраг».


Фото 21. Хорошо в жаркий день было пройти по тенистым тропам русла Коптева оврага. Тропа прямо выводила по четвёртому отрогу к началу ул. Лазо. Основное русло поворачивало вправо.


Фото 22. Верхняя беседка деревянной лестницы в 720 ступеней. Отсюда можно было любоваться красотами Волжских далей, отдохнуть после подъёма. Лестница была построена очень удачно. Мало того, что она была по-своему красива, была оборудована разными площадками для отдыха, и шаг её ступеней был рассчитан на минимальную утомляемость. Может быть, кто-нибудь найдёт в архивах имя автора проекта лестницы и воздаст ему благодарственную память.


Фото 23. Одна из площадок для отдыха. Архитектор предусмотрел столбы для фонарей. Строители для этого не предусмотрели строку в смете.


Фото 24. Участок нижней половины лестницы.


Фото 25. Нижнее начало лестницы.


Фото 26. Лестница в таком состоянии была каждую весну. Поскольку в зиму она почти не использовалась, жители нижнего посёлка постепенно разбирали её на дрова. В конце концов, руководство местного совета прекратила финансировать её ремонт. Лестницу окончательно разобрали и она исчезла.


Фото 27. Фонтан в парке

Ещё хочу обратиться к Вам, уважаемые управленчане, любите свой посёлок. Не называйте его панибратски – «Управа». Посёлок, в котором Вы живёте достоин уважительного своего названия – Управленческий. Кто-нибудь мне возразит, что официальное его название длинно и трудно произносимо, другое короче и проще. Это могут говорить люди, косноязычные, боящиеся сломать свой язык. Нет, это зависит от самовоспитания. Просто нужно внушить себе, что название места, где живешь нужно произносить уважительно и правильно. Некоторые могут возразить. Тоже, нашёлся учитель. Сам живёт в городе, который не называют Санкт-Петербург, а кличут проще – Питер. Всё дело в том, что слово Питер это не название города, а его кличка. Клички могут использоваться при наречении животных и в названиях друг друга в уголовном мире. Но, мы же с Вами, не уголовники. Возможно я в своём сочинении что-то упустил, о чём-то забыл написать. Спрашивайте, постараюсь ответить. Если сейчас вспомнить и описать какую-нибудь мелочь, возможно, покажется лишним. Всякое дополнение будет к месту, если оно вызвано интересом. На этом всё! Большое Вам спасибо, если Вы прочли моё сочинение до конца. С уважением, Абрамов Сергей Александрович, 2013 г.

Первая часть воспоминаний тут http://chronograph.livejournal.com/48955.html


посмотрите также КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ЗАПИСЕЙ
Я в соц. сетях (ВКОНТАКТЕ) (В ФЕЙСБУКЕ)

  • 1
Прямо всплакнула.. Прекрасные фото.. так интересно! Я училась в 127 школе, папа был ведущим инжнером в ОКБ..Спасибо вам за такую большую историческую работу

  • 1