chronograph


Фотоблог Вадима Кондратьева

Самарская область и Поволжье


Previous Entry Share Next Entry
Краткая история Самары в датах и событиях
chronograph
Набросал краткую историю Самары в датах и событиях в хронологическом порядке. Дополнения и поправки приветствуются. Картинки просто, чтобы немного разбавить текст.






1586 по указу царя Федора Иоанновича была основана крепость Самара. Крепость строилась на месте современной Хлебной площади. Первым воеводой Самары был князь Григорий Осифович Засекин. Крепости на Волге в те годы строили для защиты границ Руси от набегов кочевников, а также крепости использовались как перевалочные пункты на водном пути от Казани до Астрахани.

1636 длина городка составляла 1,7 км, ширина 350 м.

1646 (17 апреля) была произведена подворная перепись населения Самары и Самарского уезда, и составлена переписная книга. Всего в Самаре насчитали 117 дворов с населением 317 душ мужского пола, не считая чиновников и служилых людей.

1670 Самара поддержала восставших под предводительством Степана Разина и год жила при казацкой вольности, но, узнав о разгроме повстанцев, в июне 1671 года жители города принесли властям повинную

1688 Самара получила статус города

1708 Самара вошла в состав Казанской губернии

1717 Петр I подписал указ о создании Астраханской губернии и включении в него города Самары в составе Симбирского уезда



1728 Самара вновь принадлежит Казанской губернии

1736 началось строительство Самарской укрепленной линии. Она протянулась от Самары к вновь построенному Оренбургу цепочкой крепостей: Красносамарской, Борской, Ольшанской, Бузулукской, Тоцкой, Сорочинской, Новосергиевской.

1764 Самара переведена в статус безуездных (заштатных) городов, цетром уезда стал Ставрополь

1765 (20 апреля) в Самаре произошел крупный пожар. Из 600 домов остались невредимыми только 170. Сгорели магистрат, воеводский дом, четыре церкви, купеческие лавки.

1767 путешествуя по Волге, императрица Екатерина II посетила Самару

1773 (24 декабря) отряд пугачевцев под командованием И. Ф. Арапова без боя вошел в Самару. После продолжительного и кровопролитного боя с прибывшими правительственными войсками город был освобожден от повстанцев

1780 Самара вошла в состав Симбирского наместничества

1796 Самара вошла в состав Симбирской губернии

1804 (27 февраля) Императором Александром I утвержден новый план города Самары, по которому город должен был занять площадь от Волги до Самарской улицы и от реки Самары до Рабочей улицы

1841 (16 октября) было утверждено первое штатное расписание уездной Самарской пожарной охраны

1848 построен Собор в честь Святого Вознесения Христова (ул. Степана Разина, 78) ныне он самый старый из сохранившихся соборов в Самаре

1849 в городе заложен Струковский сад

1850 основан Иверский женский монастырь

1850 (13 июня) в Самаре случился сильный пожар, превративший город в громадную черную площадь с торчавшими кое-где изразцовыми печами

1851 (13 января) была образована новая Самарская губерния, состоящая из 7 уездов (Самарского, Ставропольского, Бугульминского, Бугурусланского, Бузулукского, Николаевского и Новоузенского). Создание губернии способствовало быстрому развитию экономики, образования, здравоохранения, культуры. Население Самары в те годы - около 20 тыс. человек

1852 (3 января) вышел первый номер первой в Самаре газеты "Самарские губернские ведомости"

1858 (5 мая) Нестор Постников в шести верстах от Самары, за Винным оврагом (современное название — Постников овраг) открыл кумысолечебницу

1860 на площади Панской (ныне Революции) была установлена деревянная башня с часами, разобрана в 1883 из-за ветхости

1860 (декабрь) первые 30 спирто-скипидарных фонарей осветили ул. Дворянскую (ныне ул. Куйбышева)



1865 построена Немецкая лютеранская кирха Святого Георга (достроена в 1875)

1878 утвержден герб Самарской губернии (первый вариант был утверждён 22 декабря 1780 года императрицей Екатериной II)

1881 австриец Альфред фон Вакано основал Жигулёвский пивоваренный завод

1885-1890 была построена Самаро-Златоустовская железная дорога

1888 (1 октября) открыт Самарский театр драмы им. Горького

1889 - 1893 в Самаре жил и работал Ленин

1889 (30 августа) в Самаре открыт памятник императору Александру II

1892 Из-за голода, бывшего в губернии, тысячи безработных в поисках заработка и спасения от голодной смерти скопились в Самаре. В этой критической обстановке власти вынуждены были найти средства для организации общественных работ. Строительство незатопляемой дамбы на реке Самарке от моста до поселка Кряж стало одним из объектов общественных работ стоимостью 100 тысяч рублей.

1894 построен Кафедральный собор (ныне площадь Куйбышева)

1897 открыт Самарский областной художественный музей

1897 население Самары - 90 тыс. человек (всероссийская перепись населения)



1898 (5 июня) открылся Самарский публичный музей (ныне областной историко-краеведческий музей имени Петра Алабина). В настоящее время 5 июня отмечают день самарского историко-культурного наследия

1898 (15 сентября) прошло освящение и открытие здания самарской хлебной биржи

1898 построен особняк Клодта (ныне Детская картинная галерея)

1900 построена первая городская электростанция в Самаре (ныне Самарская ГРЭС)

1902 создан Пушкинский сквер

1902 построен деревянный дом дворянина Ю.Поплавского (ул. Фрунзе 171)

1903 построен особняк Курлиной (ныне музей Модерна)

1904 (9 июля) открыт железнодорожный мост через реку Самара

1905 построен особняк Наумова



1906 построен Католический польский костел

1907 построена Филармония (театр-цирк "Олимп")

1908 построена Самарская хоральная синагога

1909 в Самаре построена Дача Головкина - ныне известная как "Дача со слонами". Здание в стиле модерн (ул. Советской Армии)

1911 в Самаре был введен в строй Трубочный завод (в советское время – завод № 42, а позже – производственное объединение "Завод имени Масленникова" ЗИМ). Строительство началось в 1906 году

1913 открыто здание Общественного собрания (ныне музей ПриВО)

1915 году в Самаре запущен первый трамвай

1915 Построен Дом губернатора, или "Белый дом" (ныне СГАКИ)

1916 (21 сентября) на р. Самарке заработал элеватор, позволяющий хранить более 3 миллионов пудов зерна. Строительство началось в 1913 году

1917 в Самаре провозглашена Советская власть



1918 Советская власть в городе была свергнута соединёнными усилиями городских повстанцев и чехословацкого корпуса из военнопленных австро-венгерской армии. На четыре месяца власть перешла к КОМУЧ (комитет членов учредительного собрания). В ноябре 1918 года Советская власть была восстановлена частями Красной Армии под командованием В. Чапаева и Г. Гая.

1918 В Самаре улица Дворянская переименована в Советскую. С 1935 - улица Куйбышева.

1922 Решением президиума губисполкома в Самарской губернии было отменено военное положение, введенное еще в 1918 году в связи с войной, голодом, разрухой и эпидемиями.

1926 В Самаре ул. Петроградская (до революции - Панская) переименована в Ленинградскую

1926 В Самаре стали ходить первые автобусы

1927 В Самаре, на площади Революции установили памятник Ленину (на постаменте памятника императору Александру II, разобранному после революции)

1927 построено Здание управления Самаро-Златоустовской железной дороги (Комсомольская площадь)

1928 Самара становится центром Средневолжской области

1928 Принято постановление горисполкома о введении всеобщего начального обучения в Самаре

1929 Постановлением ВЦИК Средневолжская область была преобразована в Средневолжский край

1929 между городами Самарой и Ставрополем открыта прямая телефонная связь

1930 (5 февраля) открыто здание штаба Приволжского военного округа (Дом Красной Армии)

1932 (6 ноября) установлен памятник Чапаеву около Драм. театра



1932 при заводе им. Масленникова построена Фабрика-кухня

1932 открыт завод Киноаппаратуры (КИНАП), ликвидирован в 2000 г.

1933 построен Дом промышленности (улица Куйбышева, 145)

1934 открыт завод КАТЭК (Завод имени Тарасова)

1935 (27 января) Самара была переименована в Куйбышев в честь известного партийного деятеля Валериана Куйбышева

1935 Разрушен Кафедральный собор



1935 Средневолжское пароходство начинает строительство нового водного вокзала-пристани. Под застройку отведен участок в 5 тысяч кв. метров по улице Максима Горького.

1936 Куйбышев (Самара) является центром Куйбышевской области

1937-1939 в районе пос. Управленческий шла подготовка к строительству Куйбышевской ГЭС

1937-1940 в Куйбышеве действовал Самаралаг

1938 построен Самарский академ. театр оперы и балета (на площади Куйбышева)

1938 завершено строительство шоссейной дороги Куйбышев – Красная Глинка

1939 Совнарком СССР ассигновал на благоустройство набережной Волги в Куйбышеве 5 миллионов рублей. До этой даты берег Волги был не благоустроен. Он был занят лесопилками, складами, конюшнями и другими постройками. Связи с центром города не было. В 1939 году берег был очищен на участке между Некрасовским и Вилоновским спусками, и здесь появился временный пляж. В 1940 году началось строительство первой очереди. Великая Отечественная война приостановила строительство, оно было возобновлено в 1954 году.

1940 Население Куйбышева - около 350 тысяч человек

1940-1946 в Куйбышеве действовал Безымянлаг (Безымянский ИТЛ)

1941 (7 ноября) в Куйбышеве проведён один из трех военных парадов



Во время Великой Отечественной войны Куйбышев являлся запасной столицей СССР: здесь были размещены Правительство, дипломатические представительства и многие эвакуированные из западных районов предприятия (размещённые преимущественно на Безымянке). Уровень промышленного производства увеличился к 1945 по сравнению с 1940 в 5,5 раза. Из эвакуированных в Куйбышев во время войны заводов сформировался мощный куйбышевский авиакомплекс. Здесь выпускались знаменитые штурмовики Ил-2, истребители МиГ-3 и другие самолёты.

1941 (10 декабря) первый самолет ИЛ-2 вышел из цеха в Куйбышеве





1941 (18 октября) государственная комиссия подписала акт о приемке Безымянской ТЭЦ в эксплуатацию

1942 года (13 марта) вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР об образовании в Куйбышеве новой административной единицы — Кировского района

1942 основан КуАИ (ныне СГАУ - Самарский государственный аэрокосмический университет)

1942 (9 июля) на месте поселков Управленческий, Красная Глинка и Южный появился Красноглинский район

1942 (1 ноября) построен бункер Сталина (Объект №1)

1942 (ноябрь)в Самаре начал ходить первый троллейбус (по ул. Льва Толстого - от ж/д вокзала до площади Революции)

1943 (6 января) был подписан Государственный акт о приеме "Объекта № 1" (бункера Сталина) в эксплуатацию

1943 (10 августа) на основе поселков Кряж, Сухая Самарка, Водники, 113-й и 116-й километры решением правительства был создан Куйбышевский район

1943 (в январе) из территории Куйбышевской области была выделена самостоятельная Ульяновская область

1943 в пос. Красная Глинка был основан завод "Электрощит"

1943 (25 августа) в соответствии с секретным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР город Куйбышев утратил статус запасной столицы СССР

1944 (7 ноября) Первый пассажирский электропоезд по маршруту Куйбышев-Безымянка (это первый электрифицированный участок Куйбышевской железной дороги длиной 14 км)

1945 Население Куйбышева - более 600 тысяч человек

В послевоенные годы Куйбышев (Самара) становится крупнейшим промышленным, научным и культурным центром в стране. Здесь работают предприятия авиационной, машиностроительной, металлургической, электротехнической, кабельной, нефтеперерабатывающей и лёгкой промышленности. Так как заводы были преимущественно военными, город после войны был закрытым.

1947 Установлен первый светофор (на пересечении Льва Толстого и Садовой). По некоторым данным - в 1942-м.

1948 В Куйбышеве было создано Волжское грузовое речное пароходство.

1951 (30 ноября) официально открылось движение по левобережной железнодорожной линии Куйбышев – Жигулевское море.

1951 начато строительство Самарского металлургического завода

1954 на месте старого моста через реку Самару был построен постоянный мост, соединяющий до настоящего времени Куйбышевский район с центральной частью города

1956 (14 января) в доме на Чкалова, 84 началось легендарное стояние Зои, которая станцевала с иконой Николая Угодника.

1957 открыта первая очередь набережной





1958 (2 января) советское правительство приняло постановление o размещении на Государственном авиационном заводе № 1 серийного производства ракеты Р-7. Таким образом завод был перепрофилирован с авиационной продукции на ракетно-космическую, что потребовало коренной перестройки производства, создания новых цехов и участков, проектирования и изготовления сложной оснастки, переподготовки рабочих и инженерно-технических работников (ныне АО РКЦ "Прогресс")

1958 (1 апреля) в Куйбышеве был открыт первый телевизионный центр. Был выбран пустырь в районе дач НКВД, на ул. Советской Армии. После официального открытия телецентра более пяти лет горожане могли видеть лишь местные трансляции, пока в ноябре 1964 года не заработала новая радиорелейная линия, благодаря которой в Куйбышеве стали принимать передачи Центрального телевидения.

1961 (12 апреля) Юрий Гагарин, сразу после полёта был отправлен на отдых в Самару. Космический корабль “Восток”, был выведен в космос ракетой-носителем "Р-7", созданной в Самаре.



1967 (14 сентября) родился миллионный житель (Наташа Белова)

1967 построен ЦУМ "Самара"

1968 серийно стал выпускаться самолёт ТУ-154 (завод Авиакор)

1969 начал строится современный Речной вокзал. Старый деревянный вокзал, построенный в 1935 постепенно был разобран.

1969 (31 декабря) подписан акт о сдаче в эксплуатацию шоколадной фабрики "Россия".

1971 (5 ноября) в Самаре открыт монумент Славы на площади Славы

1972 (1 ноября) принята в эксплуатацию первая очередь Куйбышевской ТЭЦ на улице Алма-Атинской.





1975 (7 мая) на Московском шоссе был торжественно открыт памятник-самолет ИЛ-2

1980 (декабрь) построен Центральный автовокзал на Московском шоссе / Авроры

1985 (26 апреля) была демонтирована проходившая по Ленинградской троллейбусная линия, это был один из первых шагов на пути ее превращения в пешеходную зону.

1985 установлен бюст Пушкина в Пушкинском сквере (третий по счёту)

1986 к 400-летию города Самары на набережной установлена стела "Ладья"



1987 (26 декабря) начато регулярное пассажирское движение на первой ветке Самарского метро (4 станции)

1989 построено современное здание музея им. Алабина

1990 рассекречен бункер Сталина

1991 (25 января) Куйбышев переименовали в Самару

1992 (31 декабря) в Самаре открыта станция метро "Советская"

1994 (в марте) состоялись первые выборы во вновь созданную городскую думу Самары. Всеобщим голосованием был избран первый глава города — Олег Сысуев.

1999 (10 февраля) День памяти жертв пожара в здании ГУВД Самарской области. Во время пожара погибло 57 человек.

2001 на проспекте Ленина в Самаре был открыт монумент "Ракета-носитель "Союз"

2001 построен современный железнодорожный вокзал

2001 построен Собор в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ул. Ново-Садовая, 260). Храм освящён 24 мая 2001 года.

2002 (6 мая) в Самаре, на площади Славы, открылся храм Святого Георгия Победоносца

2010 (9 ноября) состоялось торжественное открытие Музея ж/д техники в Самаре, приуроченное к 136-летию Куйбышевской железной дороги и 7-й годовщине образования ОАО "РЖД"

2012 Самара праздновала день города дважды - первый раз 26 мая, а второй раз 9 сентября. Это произошло из-за назначения новой даты дня города.

2012 В бывшем доме Курлиной открылся музей Модерна

2014 (21 июля) Президент РФ Владимир Путин в рамках рабочего визита в Самару принял участие в церемонии закладки капсулы, которая дала старт строительству нового стадиона к Чемпионату мира по футболу 2018 года.

2014 (11 сентября) около фонтана "Парус" была установлена скульптура "Бурлаки на Волге"

2014 (12 сентября) на Полевом спуске волжской набережной был установлен памятник князю Григорию Засекину

2014 (сентябрь) в Самаре отменены прямые выборы мэров

2015 (13 января) область впервые отметила День Самарской губернии. Новая памятная дата была утверждена Законом Самарской области от 10 ноября 2014 года.

2015 (1 февраля) новая станция метро "Алабинская" начала обслуживать пассажиров.

2015 (6 ноября) в Самаре, на ул. Ленинградской состоялось открытие скульптурной композиции в честь литературного героя Сергея Михалкова Дяди Степы-милиционера.



Приглашаю всех в группу вКонтакте КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ


посмотрите также КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ЗАПИСЕЙ
Я в соц. сетях (ВКОНТАКТЕ) (В ФЕЙСБУКЕ)

Featured Posts from This Journal


Строительство Ладьи

Пользователь seleste_rusa сослался на вашу запись в своей записи «Строительство Ладьи» в контексте: [...] алось в 1986 году. Фото из поста Вадима Кондратьева "Краткая история Самары в датах и событиях" [...]

Добрый вечер. Два раза про Дом промышленности написали, 1933 и 1936))))


Отличный пост, сопру. спасибо огромное от души посмотрел.

Во время Первой Мировой запустили трамвай (в этом году все трамваи ездили с флажками - Трамваю в Самаре 100 лет). Во время Второй - троллейбус.

да, я написал что трамваи запустили в 1915 году

1730 (8 марта) высочайше утверждён Гербовник Миниха, в состав которого входил герб Самары. 1888 построено новое здание самарского театра, а то как-то получается, что до этого театра в Самаре не было) В 1702 (нужно уточнить, пишу по памяти) сгорела деревянная крепость и была построена земляная. Обязательно бы написал про Оренбургскую экспедицию и Кирилова Ивана Кирилловича (похоронен в Самаре), и про Самарское знамя.

За пост, конечно, спасибо...
Только после 91-го года про новое производство ничего - одни музеи да памятники.

напишите, какие заводы открылись, я добавлю в текст

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

(Deleted comment)
назовите даты

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
1944 (7 ноября) - Первый пассажирский электропоезд по маршруту Куйбышев-Безымянка (это первый электрифицированный участок Куйбышевской железной дороги длиной 14 км). Вагоны, если не ошибаюсь, были доставлены из столицы.

1947 - Установлен первый светофор (на пересечении Льва Толстого и Садовой)

21 сентября 1916 - на р. Самарке заработал элеватор, позволяющий хранить более 3 миллионов пудов зерна. Строительство началось в 1913г.

ок, добавил всё в текст

Деревянный речной вокзал, который на фото изображен, построен в 1934 году и проработал до 1971, когда ему на замену построили нынешний.

Центральный автовокзал на Московском шоссе / Авроры - декабрь 1980 года.

Про уличное освещение.
Декабрь 1860г. - Первые 30 спирто-скипидарных фонарей зажгли на ул. Дворянской (Куйбышевской). Ранее был предложен проект с фонарями на спирте, но его отвергли, дабы не ввергать в злоупотребление :)
1861 - освещение в Струковском саду.
1876 - Перевод уличного освещения на керосин.
Когда стали использовать газ - не знаю.
1900 - Перевод на электричество. Первые электрические фонари на Дворянской (Куйбышевской) и Панской (Ленинградской).

Edited at 2015-12-03 11:05 pm (UTC)

ок, частично добавил

Полезный пост!) Спасибо!

Краткая история Самары в датах и событиях

Пользователь pavelsch сослался на вашу запись в своей записи «Краткая история Самары в датах и событиях» в контексте: [...] Оригинал взят у в Краткая история Самары в датах и событиях [...]

Вадим, спасибо за интересный фотопост.

?

Log in

No account? Create an account