?

Log in

No account? Create an account

chronograph


Фотоблог Вадима Кондратьева

Самарская область и Поволжье


Previous Entry Share Next Entry
Константин Павлович Головкин
chronograph
Константин Павлович Головкин (1871-1925) - самарский купец, общественный деятель, меценат, художник и краевед. К. П. Головкин родился в семье купца второй гильдии Павла Ивановича Головкина, в доме на улице Вознесенской в Самаре (ныне дом №55 на улице Степана Разина). Успешно окончил Самарское реальное училище. В большой семье Константин был старшим сыном, и отец готовил его к купеческой деятельности. С ранних лет работал в магазине своего отца, где прошёл азы предпренимательской деятельности. С детства Константин Павлович увлекался рисованием, освоил технику живописи, однако систематического художественного образования не получил. За свою не очень долгую жизнь он написал более двухсот полотен и сделал около двух тысяч рисунков и эскизов. Головкин также интересовался всеми новинками техники, которые появлялись в эпоху войн и социальных катаклизмов. Легковой автомобиль, моторная лодка, велосипед, фотоаппарат и электричество - эти и другие чудеса чудеса техники ХХ века волновали его воображение и он не жалел на них средств. Считается, что ему принадлежал первый автомобиль в Самаре. Константин Головкин активно занимался коллекционированием книг, альбомов, предметов старины, картин и исторических документов. В конце жизни много работал в архивах и собрал большой материал по истории Самары.



Когда Костя родился, его отцу было 36 лет, и женат он был вторым браком на Елизавете Степановне Колодиной, внучке купца Михея Шихобалова. Мать Константина Павловича была значительно моложе своего мужа, боялась его и во всем ему подчинялась. Павел Иванович прошел тяжелый путь от простого коробейника до владельца нескольких магазинов и, самостоятельно выбившись в люди, стал человеком скупым и властным. Елизавета Степановна, получившая образование в первой Самарской гимназии, занималась только детьми и домашними делами. Костя любил мать: она, в отличие от сурового отца, была ласковой и доброй женщиной.

01. Елизавета Степановна Головкина и Костя, фото Карла Фишера


02. В детстве Костя Головкин хорошо плавал, бегал на коньках, ездил на велосипеде.


03. Павел Иванович Головкин, купец, отец К.П.Головкина


После окончания училища Константин стал работать "мальчиком" (то есть простым рассыльным) при посудо-обойном магазине своего отца, что располагался на улице Дворянской (ныне дом № 103 на улице Куйбышева), где постепенно прошёл путь от рассыльного до заведующего магазином. Отец не делал снисхождения сыну и заставлял его работать наравне со всеми. При этом Павел Иванович скептически относился к творческим наклонностям сына, однако не препятствовал ему в занятиях живописью.

04. Константин Павлович Головкин


Молодой Константин Головкин любил велоспорт. В 1895 году 35 самарских энтузиастов велосипедного спорта объединились в общество велосипедистов-любителей. Во главе организаторов общества стали коммерсант Франц-Мориц Нейман и 23-летний Константин Головкин. Он был не только участником многочисленных велопробегов, соревнований, но и членом комитета общества - сначала в качестве помощника командора, затем председателя гоночной комиссии.

05. на фото - велосипедисты в Самаре в начале ХХ века

фото просто как иллюстрация

В 1903 году К. Головкин получил в наследство от отца магазин и стал самарским купцом второй гильдии. Вплоть до самой революции 1917 года Головкин успешно занимался торговой деятельностью. В фирменном магазине Константина Головкина на ул. Панской 34 (ныне Ленинградской), продавались канцтовары, фототовары, сувениры, а также всё для рисования и живописи. Магазин был своеобразным клубом художников, сюда приходили побеседовать об искусстве, здесь собирались, чтобы вместе поехать на этюды. На втором этаже находились квартира и мастерская. К 1917 году состояние Головкина оценивалось в 2 миллиона рублей – огромной, по тем временем, суммой. Однако его коммерческая деятельность, требовавшая немалых усилий, знаний, изворотливости, была лишь небольшой частью жизни Головкина и не самой важной для него. Несмотря на свое богатство, жил он довольно скромно. "Комнаты его дома на Панской внутри были мрачными и темными, - вспоминала его дочь Евгения Константиновна, - для вдохновения и творчества Головкину нужно было уединение".

06. Дом Головкиных с магазином на ул. Панской 34 (ныне ул. Ленинградская)


07. Счет писчебумажного магазина К.П. Головкина


08. Кружок самарских художников, фото А. Васильева


В 1890-е годы в Самаре открыл "Курсы рисования и живописи" Федор Емельянович Буров - прекрасный художник и талантливый педагог. Уроженец Ставрополя, Федор Буров к этому времени был уже состоявшимся художником. За картину "Шлиссельбургский узник" ему в 1885 году присвоили звание "классного художника первой степени". Буров был хорошо знаком с Репиным, Верещагиным, Поленовым, написал в Париже портрет Тургенева. В 1891 году он обратился к саратовским властям с предложением об организации курсов живописи. Ему отказали, и тогда Буров решил вернуться в Самарскую губернию, где обратился с аналогичным предложением к властям Самары. Здесь ему разрешили открыть "Классы живописи и рисования" с трехгодичным обучением по программе собственной разработки. Классы располагались на улице Венцека (тогда - Базарной), и училось там 10 человек, в том числе и Константин Головкин.

09. Головкин в мастерской Ф. Бурова


Знакомство с Буровым и возможность учиться у него дали Головкину очень многое. Хотя он и впоследствии продолжал именовать себя художником-любителем (что говорит о его требовательности к себе), но его пейзажи были написаны профессионально и с душой. В них всегда было настроение. Работал Головкин в русле традиций русского реалистического искусства второй половины XIX - начала XX века. С 1891 по 1916 год Головкин устроил 19 своих персональных выставок, на которых продемонстрировал 170 произведений.

10. примеры некоторых картин Константина Головкина


11.


12.


13.


В 1897 году Городской публичный музей в Самаре получил отдельное помещение и возможность развернуть солидную экспозицию. Но у музея не было художественного отдела. Инициатором его создания стал Константин Павлович Головкин. По его инициативе участники проходившей в том году городской художественной выставки подарили музею 21 картину. Три картины подарил сам Головкин. А в последующие три года он совместно с городским головой Петром Александровичем Араповым разослал сотни писем наиболее известным русским художникам с просьбой подарить самарскому музею свои работы. На эти письма откликнулись около двадцати живописцев, приславших в дар музею свои полотна и рисунки. Коллекция художественного отдела уже к 1911 году насчитывала более сотни произведений искусства, в том числе - картины замечательных мастеров Бориса Кустодиева, Василия Перова, Михаила Нестерова, Константина Юона. Со временем передал сюда свои новые картины и этюды сам Головкин. А кроме того, позднее он передал сюда свою уникальную коллекцию монет и множество других предметов. В 1930-х годах художественный отдел выделился в самостоятельный Самарский художественный музей, основателем которого по праву можно считать Константина Павловича Головкина. Сейчас в музее - пять картин Головкина и несколько его этюдов. А судьба большинства его картин так же, как и судьба многих вещей, приобретенных им, до сих пор неизвестна.

14.


Любовью к технике Константина "заразил" учитель математики и механики в реальном училище Иосиф Александрович Щепанский. В 1903-1904 годах самарская контора охотничьих и оптических принадлежностей Ф. Неймана стала официальным представителем американской автомобильной фирмы "Oldsmobil" (Olds Motor Works, Detroit). В этот период редкие продажи автомобилей шли только по каталогам и заказам. Услугами Неймана и воспользовался К.П. Головкин, который купил автомобиль "Ольдсмобиль" за 3500 рублей. Летом 1904 года машину сгрузили с платформы железнодорожного вокзала. Толпа зевак с интересом рассматривала диковинку, гадая: поедет или не поедет? Десятилошадный мотор никак не заводился, несмотря на все старания Головкина и его механика. Тогда Константин Павлович предложил четверть водки тому, кто заведёт двигатель. За дело взялись два здоровенных грузчика. После долгих попыток мотор затарахтел, и "безлошадная повозка" поехала по Самаре, распугивая лошадей и кур. Почти сразу же случилось происшествие: шум мотора испугал лошадей во дворе пивоваренного завода. Лошади понеслись, повозки столкнулись, с телег упали ящики с бутылками, и пиво полилось по мостовой. Владелец завода подсчитал убытки, и на другой день Головкину пришлось всё оплатить. В другой раз, когда Головкин поехал с невестой Катей и двумя друзьями на венчание в загородную церковь, священник, увидев машину и водителя в больших защитных очках, спустил с цепи собак и заперся в доме. Пришлось ехать для свершения свадебного обряда дальше, в Семейкино.

15. Константин Павлович часто выезжал на автомобиле с друзьями-художниками на этюды. Ездили в Постников овраг, Серноводск. А чаще всего - поближе к Жигулевским горам. Современники вспоминают, что в то время каждое путешествие автомобиля превращалась в настоящее событие для Самары.


16. К.П. Головкин. Фотография В.А. Михайлова из архива В.В. Володина


В 1907 году по инициативе Головкина в Самаре была создана группа по сооружению в Самаре Дворца культуры, в котором могли бы разместиться библиотека, читальни, музей, выставочный и гимнастический залы. В течение года группа пытались доказать властям необходимость этого строительства, но городская управа отклонила их ходатайство. Головкин даже был готов передать на создание дворца практически четверть всего своего состояния - 600 тысяч рублей! Интересно, найдётся ли сегодня кто-то из бизнесменов с таким отношением к искусству, науке и, главное, родному городу?

17. Рисунки К. Головкина


18.


В 1907 году К.П. Головкин женился на Екатерине Дмитриевне Тютюковой, приёмной дочери механика одного из волжских пароходов. Говорят, что и автомобиль он приобрел, чтобы покорить ее сердце. Позже у них родилось трое детей (Евгения, Всеволод и Юрий)

19. К. Головкин с женой Екатериной, октябрь 1907


20. Жена Головкина Екатерина (1888-1974)


В 1909 году на берегу Волги К. Головкин построил по собственному проекту (при поддержке архитектора В. Тепфера) дачу в стиле модерн (современный адрес - ул. Советской Армии, 292). Скульптор Василий Петрович Акимов, служивший мальчиком у Головкина и хорошо знакомый с его творчеством, так описывал работу владельца над проектом дачи: "Когда он (Головкин) задумывал строить дачу, то делал всё сам, рисовал эскизы в карандаше, десятками вырезал из бумаги, неоднократно клеил макеты, строжайшим образом проверяя пропорции и бесконечно бракуя, пока не достигал желаемого. Все макеты, которые я у него видел, были изумительно продуманы и интересны каждый по-своему. Многие из них были уничтожены и заменены новыми. Работоспособность у него была колоссальная".

21. Дача К. Головкина, в народе - "дом со слонами".


На своей даче Головкин собственными руками оборудовал громоотвод, провел электричество, собрал и установил телескоп. В доме часто собирались художники, вели беседы о творчестве, спорили, слушали музыку, которая звучала из граммофона.
После революции дача была передана новой власти - сначала под госпиталь, затем там разместился детский сад. В 1929 году дача была передана на баланс предприятия "Водоканал".

22. Скульптура слона на даче К.П. Головкина


23. Константин Головкин пишет картину на другом берегу Волги.


24. Жена Головкина Екатерина с детьми Женей и Всеволодом


25. Дети Головкина Евгения и Всеволод, 1913-1914 годы


Константин Головкин также увлекался фотографией. В начале 1890-х годов он познакомился с профессиональным фотографом Александром Петровичем Васильевым и периодически выезжал с ним на природу, снимая виды Волги и Жигулей. В Самаре фотографическое общество было создано 8 октября 1899 года, организатором которого стал Пётр Арефьев, а казночеем - Константин Головкин. В конце 1890-х начале 1900-х Головкин создал большую подборку фотографий с видами Самары, Засамарской слободы, Волги и Жигулей, многие из которых выпустил в виде почтовых открыток.

26. Примеры открыток и фотографий, сделанных К. Головкиным в Самаре и окрестностях. В Жигулёвских горах, обвал камней.


27. Усинский курган, фото К. Головкина, раскрашенная открытка


28. Дача Аннаева, фото К. Головкина


29. Самара, вид в сторону Волги с Кафедрального собора, фото К. Головкина


30. Царёв курган, фото К.П.Головкина из альбома "Волга и Жигули в фотографиях"


31. Берег Волги в р-не Коптева оврага, фото К. Головкина


32. Молодецкий курган и Девья гора, в Жигулёвских горах, фото К.П. Головкина


33. Молодецкий курган, фото К.П. Головкина


34. Рыбаки на Волге, вид на село Моркваши, фото К.П. Головкина


35. Рыбаки на Волге. Вид на село Отважное, фото К.П. Головкина


36. Сплавщики леса. Вид на урочище Козьи Рожки и карьер Ванюшина. Фото К.П.Головкина


37. У села Ширяево, вид на разработки известняка, фото К.П. Головкина


Во время революционных событий 1917 года, не без оснований опасаясь репрессий, К. Головкин уехал в Иркутск, где принимал участие в археологических раскопках. В 1918 - 1919 годах Константин Павлович совершил поездки в Монголию, Китай и Японию. Сохранился дневник Константина Павловича (он находится в фондах Самарского художественного музея), в котором он своим мелким, экономным почерком пунктуально описывает свои путешествия. Вернувшись в Самару он передал свои находки и приобретения в дар Самарскому музею. Сейчас судьба той драгоценной коллекции покрыта туманом.

В Иркутске неугомонный Головкин, работая простым чертежником в губернском отделе народного образования, возвратился к своей давней идее и написал внушительный труд "Проект постройки, оборудования и организации провинциального музея". Вернувшись в 1921 году в Самару, он продолжал разрабатывать этот проект. Работа была проделана масштабная, продумывалось всё до мелочей: устройство витрин, сигнализации, архива, физической и химической лабораторий, организация экскурсий и так далее.

Константин Павлович внёс большой вклад в сохранение истории Самары. Один из основных его трудов - так называемая "Краеведческая картотека". Работу над ней он вёл будучи больным, в 1923-1924 годы. За два года в Губернском архивном бюро он изучил десятки тысяч дел губернского архива, архива городской управы, архива удельной конторы, архива окружного суда, архива гражданского суда, нотариального архива, межевого архива, архива городского музея, им просмотрены подшивки газет и журналов с 1857 по 1917 годы: "Самарских губернских ведомостей", "Самарских епархиальных ведомостей", "Самарского вестника", "Самарской газеты", журналов Самарской губернской думы, а также адрес-календари и памятные книжки с 1863 по 1917 годы. Он обнаружил и составил описание 19 планов и карт Самары и Самарского уезда, которые дают яркое представление о градостроительной истории Самары. В своей картотеке К.П. Головкин также описал промышленность города, топонимику площадей и улиц, повседневную жизнь самарцев, окрестности Самары - дачи, сёла, предместья, интересные места Волги и Жигулёвских гор. Материалы его картотеки во многом совпадают и существенно дополняют сведения, содержащиеся в книгах П.В. Алабина и воспоминаниях академика М.Н. Тихомирова.

На протяжении долгих лет Головкин интересовался краеведением. В 1914 году, когда в Самаре была создана Губернская учёная архивная комиссия, он стал одним из её членов-учредителей, а в 1917 году был избран в состав правления. После возвращения из Сибири, в 1922 году Константин Павлович был принят на работу в Самарское губернское архивное управление на должность архивиста, в ноябре того же года его назначили заведующим отделом "Старая Самара" общества археологии, истории и этнографии при Самарском университете. Константин Павлович имел хорошие отношения с профессором Самарского университета, известным краеведом Павлом Андреевичем Преображенским.

В Самарском губернском архивном бюро, в сложных условиях послевоенной разрухи, им велась большая работа по спасению огромных архивных фондов, оставшихся после дореволюционных учреждений. В годы революции многие архивы подверглись разгрому, порядок хранения в них документов был нарушен. Всего в результате проведённой работы в 1924 году, в архивохранилищах Самарского губернского архивного бюро находилось 29 фондов ликвидированных учреждений дореволюционного периода и взят на учёт 151 фонд. За неимением в Самаре единого места хранения они находились в 19 различных помещениях. Только в 1924 году губисполком выделил под архивохранилище помещение бывшей Казённой палаты.

При подготовке картотеки Головкин использовал значительный круг литературы, самарских газет, воспоминаний старожилов и т.д. В рамках своих должностных обязанностей ему приходилось ездить по архивам различных учреждений и военных частей. Бывали случаи, когда среди дел массового делопроизводства он находил уникальные для истории Самары материалы. Так, при перевозке архива Губернского правления в бумажном хламе он обнаружил копию плана Самары 1804 года.
В 1940 году картотека Головкина была куплена Куйбышевским областным архивом у его дочери - Евгении Константиновне Головкиной (Овчинниковой). В настоящее время выпущена книга "Классика самарского краеведения", где представлены материалы картотеки К.П. Головкина.

38. На фото - Самарское губернское архивное бюро в 1920-е годы


Последние свои годы Константин Головкин прожил в бедности. Но несмотря на болезни и недостаток в средствах, он был по-прежнему аккуратен, подтянут и деятелен. Детей старался приучать к активному образу жизни, с ранних лет брал с собой в археологические экспедиции. Однажды, вспоминает внучка Головкина Татьяна Черносвитова, в разговоре с сыном Всеволодом он сказал: "Учись, Воля. Если у тебя и дом отнимут, и деньги твои пропадут, знания все равно всегда с тобой останутся". Сын Всеволод спустя годы устроился на работу в институт "Гипровостокнефть" и проработал там до глубокой старости. Константин Павлович Головкин умер в 1925-ом году в городской клинической больнице, не дожив до 54 лет. Последний свой рисунок он сделал из окна больничной палаты за день до смерти. Его похоронили на Всесвятском кладбище. Кладбище потом снесли, и точное место, где покоится этот человек, теперь уже никому не известно. На месте кладбища сейчас детский парк имени Щорса. Очень хотелось бы, чтоб в Самаре как-то увековечили память о человеке, который так много сделал для своего города.

В записи использованы материалы из книги "Классика самарского краеведения" (Самара, выпуск №3, 2007 год), фото из архива Владимира Самарцева и из Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина http://www.alabin.ru/
Больше исторических фотосборников моего блога можно найти ЗДЕСЬ


посмотрите также КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ФОТОРЕПОРТАЖЕЙ
Я в соц. сетях (ВКОНТАКТЕ) (В ФЕЙСБУКЕ)

Featured Posts from This Journal


  • 1

Константин Павлович Головкин

Пользователь apdance1 сослался на вашу запись в своей записи «Константин Павлович Головкин» в контексте: [...] Оригинал взят у в Константин Павлович Головкин [...]

Какая ЛИЧНОСТЬ !!!

Замечательная статья, читал с большим удовольствием. Многие факты о семье Головкиных знал и ранее. Но такие подробности и замечательные иллюстрации, вызвали не поддельный интерес.

О Головкине и не только

(Anonymous)
Только для автора: Количество стало переходить в Качество. Поздравляю! - имею право так сказать с учетом значительной разницы в возрасте.

Собственно комментарий. И Головкин, и многие десятки других Самарцев предыдущих поколений имеют полное право на нашу постоянную память, но, увы, бал до сих пор правит молчаливое большинство посредственностей, постоянно подпитываемое нашими СМИ...

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Очень интересно.
Большое спасибо!

Не знал, что делал Головкин после революции, думал сбежал за границу и жил безбедно.
Искренне зауважал.

Всегда нравились купеческие дачи

Очень интересный пост! Спасибо.

Очень интересный пост! Спасибо большое!

Всегда хотелось узнать,почему на даче К.Головкина слоны такие тощие?

фото дома со слонами с необычного ракурса. Не встречал ранее.

Спасибо огромное. Многие фото вижу впервые (родителей, жены, детей). Сделала закладку - буду пересматривать. Я думаю, Головкин бы очень одобрил Вашу деятельность! Уверена, что ему бы очень понравился Ваш блог. Вы с ним одно дело делаете, и делаете хорошо!

Благодарю за отличные фотоснимки!
Константин Головкин - потрясающая личность!
А про марку автомобиля откуда сведения? Историки спорят до сих пор об этом.
Вы книгу Едидовича наверняка использовали, но почему-то не указали.
Нужны и мемориальные доски Головкину и Дачу превратить в музей.

про автомобиль читал у человека, который изучает историю автомобилей в Самаре, но ссылку сейчас не вспомню, плюс сравнил это фото (№15) с другой фотографией Головкина с женой около машины. Книгу использовал "Классика самарского краеведения".

А другого снимка автомобиля мне нигде не встречалось. Был снимок - они с женой и парой свидетелей в авто. Но виден только руль. У Вас есть второй снимок, где виден весь автомобиль? Есть версия, что он сменил автомобиль через неск-ко лет.

да, я имел ввиду это маленькое фото с женой. Но при увеличении видно, что руль и сиденье одинаковые. На счёт смены машины не слышал, но всё может быть.

  • 1