chronograph (chronograph) wrote,
chronograph
chronograph

Categories:

Железные дороги Самарской области на старых фото

Подборка железных дорог, вокзалов и разных ж/д объектов Самарской области на старых фотографиях и открытках.



Немного из истории Куйбышевской железной дороги

Куйбышевская железная дорога была образована в 1936 году из Самаро-Златоустовской железной дороги, ряда участков Московско-Казанской железной дороги и бывшей Сызрано-Вяземской железной дороги. Дорога неоднократно меняла свои границы и протяжённость. Так в 1952 году длина её путей была всего 2012 км, а в настоящеё время 7234 км. Неизменным оставалось лишь то, что управление дороги находилось в Самаре (Куйбышеве). Ныне Куйбышевская дорога граничит с Московской, Горьковской, Приволжской, Юго-Восточной и Южно-Уральской железными дорогами. Первые участки дороги строились главным образом для вывоза хлеба из правобережных и левобережных районов Среднего Поволжья. Участок Пачелма – Пенза – Сызрань был построен в 1874 году; Сызрань – Кинель – Новосергиевская в 1877 году; Кинель – Похвистнево в 1888; Рузаевка – Сызрань в 1893 году. В 1880 году по проекту профессора Николая Апполоновича Белелюбского для переправы через Волгу был построен Александровский (Сызранский) мост – самый большой в Европе на тот момент и самый технически совершенный для того периода.

У некоторых станций дороги, построенных ещё в XIX веке весьма примечательная история. Так на линии Сызрань – Самара недалеко от Волги существует станция Обшаровка. Расположена станция на подъёме железнодорожной линии к мосту через Волгу. Поезда на паровозной тяге здесь замедляли ход, так что поезд можно было нагнать пешим шагом. Об этом довольно быстро прознали воровские шайки, которые и поселились вдоль линии железной дороги, образовалась деревня Обшаровка из двух улиц вытянутых по обе стороны полотна дороги на добрых 3 версты. Пробираясь в вагоны с товаром воровские шайки скидывали груз своим сообщникам. Воровским промыслом долгое время жила целая деревня. Отсюда кстати и её название, обшарить – значит обворовать.

В 1930-е годы была осуществлена коренная реконструкция дороги, проведено усиление пути, прокладка вторых путей, получены новые паровозы серий Су, Эу, Эм, Эр, и немного позднее более мощные грузовые ФД и пассажирские ИС. В 1943 году, в условиях Великой Отечественной войны, на дороге был электрифицирован для пригородных перевозок первый участок: Куйбышев – Безымянка. Срочная электрификация этого внутригородского участка железной дороги была вызвана необходимостью подвоза большого количества рабочих на эвакуированные оборонные заводы (в частности, авиационные заводы №1 и №18), находящиеся в нескольких километрах от станции Безымянка, в то время как жилого фонда там ещё не было и рабочие размещались в центре города (в районе старой Самары).

В состав дороги ныне входят пять отделений: Пензенское, Самарское, Башкирское (Уфа), Ульяновское. Дорога обслуживает крупнейшие автомобильные заводы в Ульяновске, Набережных Челнах и Тольятти. Кроме того, в регионе дороги находятся крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы, заводы химической промышленности и оборонные предприятия. Приоритетные грузы на дороге: нефть и нефтепродукты, лес и пилометериалы, контейнерные грузоперевозки, перевозка автомобилей.

01. Карта Самаро-Златоустовской железной дороги, 1900-й год


02. Первый паровоз на станции Батраки 1874 год (ныне г. Октябрьск)


03. Лучшая паровозная бригада ст. Батраки, 1932 год (ныне г. Октябрьск)


04. Передовые рабочие вагонного депо ст. Батраки, 1930-е годы (ныне г. Октябрьск)


05. Депо г. Октябрьска


06. Александровский (Сызранский) мост через Волгу


07. Александровский (Сызранский) мост через Волгу


08. Станция "Серные воды" г. Сергиевска, Самарской губернии


09. Ж/д вокзал Самары


10. Куйбышев (Самара), Вокзальная площадь и здание Управления Куйбышевской железной дорогой, фото Шоломович, 1930-е годы


11. Куйбышев (Самара), здание Управления Куйбышевской железной дорогой


12. Паровоз в Самаре, 1909 год


13. Ж-д станция Кинель прим. 1885-1890 годы


14. Поезд около ж/д моста через реку Самару


15. Временный ж-д мост через реку Самару (до 1904 года)


16. Ж/д мосты через реку Самару (новый и старый)


17. Ж/д мост через реку Самару


18. Пассажирский поезд около Самары, 1910-е годы


19. Обложка общественно-литературного журнала "Жизнь железнодорожника", Самара, 1918 год


20. Ж/д станция "Сорочинская", Самарская губерния


21. Поезд с продуктами для голодающих Поволжья, Самарская губерния, 1921 год


22. Поезд с продуктами для голодающих Поволжья


23. Вокзал Сызрани


24. Вокзал Сызрани


25. Вокзал Сызрани


26. Вокзал Сызрани


27. Железная дорога в р-не Сызрани, 1940-е годы


28. Железная дорога в р-не Сызрани, 1940-е годы


29. Колхозники и инженеры на строительстве Волжской рокады, Сызранский р-н, 1942 год


30. Строительство Волжской рокады, Сызранский р-н, 1942 год


31. Торжественный пуск электрофицированной железной дороги Куйбышев-Безымянка, 7 ноября 1944 года


32. Ремонт ж/д моста через реку Кинель


33. Ж/д станция Липяги (г. Новокуйбышевск)


34. Выступление начальника строительства Куйбышевской ГЭС И. В. Комзина на открытии новой железной дороги Сызрань–Жигулевск, 1951 год


35. Ж/д вокзал Похвистнево


36. Паровоз в Похвистнево


37. Ж/д вокзал Похвистнево


38. Ж/д вокзал Похвистнево


39. На ж-д станции Похвистнево


40. На ж-д станции Похвистнево


41. На ж-д станции Похвистнево


42. Ж/д вокзал Жигулёвска


43. Перевозка легковых автомобилей ВАЗ по железной дороге, Тольятти, 1973 год


44. Перевозка легковых автомобилей ВАЗ по железной дороге в окрестностях Тольятти


45. Ж/д вокзал Тольятти (Автозаводский район)


46. Ж/д вокзал Тольятти (Автозаводский район)


47. Ж/д станция Чапаевск, фото К. Байгузина, 1985 год


48. Туристы едут на Грушинский фестиваль, электричка Куйбышев-Пискалы, фото К. Байгузина, 1986 год


49. Туристы около электрички на ж-д платформе им. Грушина, фото К. Байгузина, 1988 год


50. Пассажиры на ж-д вокзале в Куйбышеве (Самаре), фото К. Байгузина, 1989 год


Приглашаю всех в группу "История Поволжья и реки Волги" https://vk.com/volgahistory


посмотрите также КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ФОТОРЕПОРТАЖЕЙ
Я в соц. сетях (ВКОНТАКТЕ) (В ФЕЙСБУКЕ)
Tags: 2020, Самарская область, железная дорога, история
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments